Если гипотеза адекватности принимается, то модель может использоваться для управления процессом (при доводочных испытаниях для определения значений факторов, при которых достигается экстремальное или заданное значение выходного параметра). Незначимые коэффициенты могут быть отброшены, однако при этом необходима основанная на анализе физической сущности явления уверенность, что эти факторы не влияют на выходной параметр. В противном случае следует стремиться продолжить испытания (расширив, если позволяют технические возможности, по незначимым факторам).
Если модель неадекватна, возможны следующие решения: перейти к модели более высокого порядка (когда можно предположить, что опыты проводились в области, близкой к оптимальной); продолжить испытания, уменьшив интервал варьирования, или перенося центр плана в другую точку.
Рассмотрим примеры использования ДФП при организации испытаний технических систем.
Планируются испытания двигателя на надежность при эксплуатации. В качестве основных эксплуатационных факторов выделены: механические воздействия при транспортировании, воспроизводимые на вибростенде , температура
и влажность воздуха
, имитируемые попеременным термостатированием и выдержкой в термобарокамере; старение при хранении, достигаемое проведением ускоренных испытаний узлов двигателя
; излучение и прогрев элементов
, с помощью секционных термобарокамер, с использованием электронагревательных приборов и холодильной установки. В качестве выходного параметра оценивалась величина давления в блоке цилиндров двигателя
. Для испытаний выделялось
двигателей. Поскольку для полного учета всех факторов (при числе уровней
) необходимо
образца, было принято решение применить ДФП
, причем
,
. Тогда обобщенный определяющий контраст
. Получаемая в этом случае математическая модель принимает вид
.
Поскольку реализация плана возможна при
, оставшиеся четыре образца использовались для проведения контрольной серии испытаний. План испытаний показан в табл. 8.
Планируются испытания двигателя, проводимые с целью эмпирического определения коэффициента усиления, величина которого в общем виде представляется как , где
– изменение
-го регулируемого выходного параметра двигателя,
– изменение регулирующего параметра по
-му каналу регулирования. Исполнительными органами систем регулирования являются регуляторы расхода, регуляторы давления, дроссели. Величина
обычно включается в ТЗ на разработку.
Таблица 8
Номер опыта |
|
|
|
|
|
Номер опыта |
|
|
|
|
|
1 |
– |
– |
– |
– |
+ |
7 |
– |
+ |
+ |
– |
+ |
2 |
+ |
– |
– |
+ |
+ |
8 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
– |
+ |
– |
+ |
– |
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
+ |
+ |
– |
– |
– |
10 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
– |
– |
+ |
+ |
– |
11 |
– |
– |
– |
– |
+ |
6 |
+ |
– |
+ |
– |
– |
12 |
– |
+ |
– |
+ |
– |
Актуально о образовании:
Особенности развития и воспитания младших школьников
Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. К этому времени их физическое развитие характеризуется важными особенностями: в основном заканчивается окостенение черепа, закрываются роднички, оформляются черепные швы и продолжается упрочение скелета в целом. Однако развитие ...
Пути
повышения активности и самостоятельности учащихся
Активизация деятельности учащихся при изучении нового материала. Переход к изучению нового материала на уроках происходит естественным образом. Из повторения материала в начале урока вытекает учебная задача нового урока. Чтобы вызвать повышенный интерес к изучаемому материалу, нужно начинать изложе ...
Творчество в деятельности учителя
технологии и его влияние на качество обучения учащихся
Ежедневно школьный звонок призывает в классы миллионы учителей. Вот они энергично идут по школьным коридорам, открывается дверь в класс, и начинается великое таинство, имя которому - педагогическое творчество. Творческая педагогика, творческий учитель - как они необходимы сейчас. Можно построить за ...