Если гипотеза адекватности принимается, то модель может использоваться для управления процессом (при доводочных испытаниях для определения значений факторов, при которых достигается экстремальное или заданное значение выходного параметра). Незначимые коэффициенты могут быть отброшены, однако при этом необходима основанная на анализе физической сущности явления уверенность, что эти факторы не влияют на выходной параметр. В противном случае следует стремиться продолжить испытания (расширив, если позволяют технические возможности, по незначимым факторам).
Если модель неадекватна, возможны следующие решения: перейти к модели более высокого порядка (когда можно предположить, что опыты проводились в области, близкой к оптимальной); продолжить испытания, уменьшив интервал варьирования, или перенося центр плана в другую точку.
Рассмотрим примеры использования ДФП при организации испытаний технических систем.
Планируются испытания двигателя на надежность при эксплуатации. В качестве основных эксплуатационных факторов выделены: механические воздействия при транспортировании, воспроизводимые на вибростенде , температура и влажность воздуха , имитируемые попеременным термостатированием и выдержкой в термобарокамере; старение при хранении, достигаемое проведением ускоренных испытаний узлов двигателя ; излучение и прогрев элементов , с помощью секционных термобарокамер, с использованием электронагревательных приборов и холодильной установки. В качестве выходного параметра оценивалась величина давления в блоке цилиндров двигателя . Для испытаний выделялось двигателей. Поскольку для полного учета всех факторов (при числе уровней ) необходимо образца, было принято решение применить ДФП , причем , . Тогда обобщенный определяющий контраст . Получаемая в этом случае математическая модель принимает вид
.
Поскольку реализация плана возможна при , оставшиеся четыре образца использовались для проведения контрольной серии испытаний. План испытаний показан в табл. 8.
Планируются испытания двигателя, проводимые с целью эмпирического определения коэффициента усиления, величина которого в общем виде представляется как , где – изменение -го регулируемого выходного параметра двигателя, – изменение регулирующего параметра по -му каналу регулирования. Исполнительными органами систем регулирования являются регуляторы расхода, регуляторы давления, дроссели. Величина обычно включается в ТЗ на разработку.
Таблица 8
Номер опыта |
|
|
|
|
|
Номер опыта |
|
|
|
|
|
1 |
– |
– |
– |
– |
+ |
7 |
– |
+ |
+ |
– |
+ |
2 |
+ |
– |
– |
+ |
+ |
8 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
– |
+ |
– |
+ |
– |
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
+ |
+ |
– |
– |
– |
10 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
– |
– |
+ |
+ |
– |
11 |
– |
– |
– |
– |
+ |
6 |
+ |
– |
+ |
– |
– |
12 |
– |
+ |
– |
+ |
– |
Актуально о образовании:
Образовательные
телекоммуникационные проекты
Образовательные телекоммуникационные проекты − это совместная учебно-познавательная деятельность учащихся – партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации и имеющая общую цель и согласованные методы ее достижения. Выбор телекоммуникационных проектов определяется следующими ...
Подходы к музыкальному развитию детей в зарубежной литературе
Взаимосвязь музыкального воспитания и развития предполагает соотношение объективного, социального, общественной музыкальной среды с субъективным переживанием ребенка, приобщенного к музыке. Важность изучения этой конкретной области подчеркивается тем, что именно музыкальные дарования проявляются ра ...
Изучение опыта работы образовательных учреждений
Итак, Е.И. Ильин – учитель школы № 516 г. Санкт-Петербурга. Его новаторством в системе образования стали уроки высокой нравственности, а также оригинальность подхода к решению воспитательных задач в новых условиях. Е.И. Ильин решает задачи формирования духовных и нравственных устоев ребенка, его эс ...