Пусть для получения линейной модели реализован ПФП
. Согласно рис. 1,б экспериментальные точки лежат в вершинах куба. Если линейная модель неадекватна, то в план включается
так называемых «звездных точек» с координатами
, расположенных на сфере диаметром
(рис. 3). Таким образом, каждая из точек плана лежит на координатных осях на расстоянии от центра плана, называемым звездным плечом
. Центром плана является центральная точка прямоугольника, если число факторов
, куба при
, гиперкуба, когда
. Наличие звездных точек, собственно, и задает центральный композиционный план.
Представление о положении звездных точек в факторном пространстве дают следующие примеры: при
и ядре плана, образованном ПФП
, величина звездного плеча
; если
, а в ядре реализован ПФП
, то
; при
и ПФП
. Общее число испытаний при реализации ЦКП
,
где
– ядро плана,
– число звездных точек;
– количество испытаний, проводимых в центре плана.
Рис. 3. «Звездные точки» с координатами
Пример ЦКП, в котором сохранено свойство ортогональности, приведен в табл. 11. В этом плане
,
,
.
Поскольку в ЦКП ортогональность обеспечивается, оценки коэффициентов получаются независимо. Однако дисперсии
, как видно из приводимой расчетной зависимости, неодинаковы для разных коэффициентов:
; (19)
;
. (20)
Таблица 11
|
Номер опыта |
|
|
|
Номер опыта |
|
|
|
|
1 |
– |
– |
– |
9 |
|
0 |
0 |
|
2 |
– |
+ |
– |
10 |
|
0 |
0 |
|
3 |
+ |
– |
– |
11 |
0 |
|
0 |
|
4 |
+ |
+ |
– |
12 |
0 |
|
0 |
|
5 |
– |
– |
+ |
13 |
0 |
0 |
|
|
6 |
– |
+ |
+ |
14 |
0 |
0 |
|
|
7 |
+ |
– |
+ |
15 |
0 |
0 |
0 |
|
8 |
+ |
+ |
+ |
Актуально о образовании:
Этапы проблемного обучения
Постановка педагогом проблемных ситуаций ставит своей целью активизацию усилий учащихся по разрешению соответствующего противоречия. В педагогической теории считается, что продуктивную познавательную деятельность учащегося в условиях проблемной ситуации и, соответственно, процесс проблемного обучен ...
Методы организации обучения с применением персонального компьютера
Анализируя своеобразие методов компьютерного обучения, С. А. Илюшин и Б. Л. Собкин утверждают: «В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемный; исследовательский. Учитывая, что первый метод не предусматривает наличия о ...
Объект и программа
исследований
Объект 1: 10 классы средней школы №1 г.п. Корма. Эти классы были выбраны нами не случайно, т.к. они не специализированы по химии, разные по успеваемости. Работа в 10-х классах строится по программе средней школы 1999 г., и в соответствии с этой программой учащиеся в 10-х классах изучают неорганичес ...