Образовательные телекоммуникационные проекты − это совместная учебно-познавательная деятельность учащихся – партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации и имеющая общую цель и согласованные методы ее достижения.
Выбор телекоммуникационных проектов определяется следующими факторами:
участвуя в проекте, ребенок овладевает разными видами самостоятельной работы;
в проекте приобретаются навыки совместной творческой деятельности;
происходит активное накопление опыта использования современных компьютерных технологий;
участники проекта обучаются творчески и целенаправленно добывать необходимую информацию средствами телекоммуникаций;
работа в проекте обычно объединяет значительные по количеству группы детей из разных стран мира и, как следствие, способствует преодолению языковых, культурных, этнических барьеров.
Понятие телекоммуникационного образовательного проекта в настоящее время еще не является устоявшимся, однозначно определенным. Обсуждению того, что нужно вкладывать в это понятие, сейчас посвящаются многие статьи, и даже книги. Телекоммуникационный образовательный проект как информационно-образовательная технология сейчас проходит стадию становления и активного развития. Что может быть отнесено к этой форме педагогической деятельности, а для чего следует подбирать иные определения - это, по-видимому, еще некоторое время будет являться предметом дискуссии. Под учебным телекоммуникационным проектом обычно понимают совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
Французский педагог Селестен Френе (1896-1966) назвал метод проектов технологией свободного труда. Метод проектов всегда предполагает самостоятельное решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, а также творческих областей.
Телекоммуникационные проекты предоставляют возможность не только передавать ученикам сумму тех или иных знаний, но и научить приобретать эти знания самостоятельно с помощью огромных возможностей глобальной компьютерной сети Интернет, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач, помогают осознать культурные различия и воспитывать чувство принадлежности к единой мировой общности.
Важной стороной метода проектов является то, что телекоммуникационные проекты по своей сути всегда межпредметные, решение проблемы, которая заложена в каком-либо проекте, всегда требует интегрированных знаний.
В качестве примера рассмотрим телекоммуникационные экологические проекты, проводящиеся на базе Ярославского Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании. Как показывает многолетняя практика Центра, телекоммуникационный экологический образовательный проект является средством активизации познавательной, исследовательской деятельности школьников и эффективным инструментом экологического образования.
Использование телекоммуникаций позволяет привлечь к разработке и научному руководству исследовательскими проектами, консультациям участников лучших специалистов в области экологических исследований из научно-исследовательских и академических институтов вне зависимости от их географического местонахождения. Благодаря этому, телекоммуникационные образовательные проекты (не только экологические) могут сочетать в себе качественное предметное наполнение и возможность оперативного общения с использованием современных средств обмена информацией (телекоммуникаций) при решении образовательных и научно-практических задач. Перед обсуждением задач, возникающих перед координатором телекоммуникационной деятельности в ходе реализации телекоммуникационного проекта, определимся с возможным инструментарием анализа и построения поведения при организации проектов.
Актуально о образовании:
Формы организации учебной деятельности на уроке
В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три таких формы – фронтальная, индивидуальная и групповая. Первая ...
Модели деятельности российских и зарубежных социальных служб с агрессивными
детьми
Проблема детской агрессивности имеет большую историю рассмотрения. «Тренинг социальных умений или как научиться не создавать себе проблемы» применяется в США для работы с агрессивными детьми младшего школьного возраста. После окончания тренинга исследователи наблюдали, как ведут себя бывшие участни ...
Понятие интеллекта в трудах отечественных и зарубежных ученых
В анализе мышления трудно обойтись без понятий "интеллект" и "интеллектуальные способности". Словом "интеллект" (от лат. intellectus — понимание, познание) обозначают относительно устойчивую структуру умственных способностей. Существуют различные толкования этого понят ...