Основной целью дошкольного образования является целостное развитие личности. Выделяются следующие компоненты цели: развивающие, воспитательные, образовательные и практические.
Развивающий компонент цели предусматривает развитие психических процессов – эстетическое сознания, памяти, творческого воображения; развитие интеллектуальных и познавательных способностей ребенка; эмоциональных, творческих, художественно-эстетических качеств ребенка.
Воспитательный компонент цели заключается в формировании у ребенка художественного вкуса, эстетического осознания произведений искусства, в воспитании интереса и потребности к ручному художественному творчеству.
Образовательный компонент цели выражается в знакомстве с произведениями искусства (живописи, графики, скульптуры), в обучении различным видам творчества (техника оригами, бумажная пластика, техника коллажа).
Практический компонент цели заключается в овладении ребенком ручных умений работать с красками, бумагой, ножницами, пластилином, клеем; в творческих умениях создавать продукты ручного творчества; в развитии самостоятельности.
При взаимосвязи обучения и творчества ребенок имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, лепке, аппликации. Это не мешает ребенку освоить те способы и приемы, которые ему были неизвестны (воспитатель подводит детей к возможностям использовать вариативные приемы). Ребенок имеет право выбора, поиска своего варианта. Он проявляет свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель.
Особенности младшего дошкольного возраста определяют направление изобразительной деятельности, занятия которой как результат продуктивного освоения действительности направлены на формирование целостного представления о мире природы и рукотворном. На этом этапе для ребенка важно открытие необычного в обычном, неизвестного в известном. Исходя из этого, образовательная область художественного творчества основана на пробуждении в ребенке художественно-эстетического начала через впечатления и ощущения, проявляющиеся в отношении к миру и выражающиеся в конкретной деятельности.
Содержание образовательной области «Художественное творчество» в программе «Детство» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребности детей в самовыражении.
Программа предполагает следующее содержание работы:
Манипуляции материалом.
– Учить детей работать карандашом, правильно держать его, рисовать штрихами и линиями, различать вертикальные, горизонтальные, округлые линии, наносить их. Составлять узоры, используя знакомые линии.
– Учить работать кистью, правильно держать ее, пользоваться водой, рисовать слитные линии, использовать круговые движения. Знакомить с многообразием цветов и способами их использования (представления о палитре). Учить работать гуашью.
Цветоведение.
– Знакомить с цветовым многообразием окружающего мира, учить использовать различные цвета для изображения действительности и создания образной выразительности, использовать цветовое многообразие в орнаментах и узорах.
Композиция
– Знакомить с многообразием форм предметов (квадрат, круг); учить рисовать предметы квадратной и круглой формы, а также предметы, состоящие из двух частей, квадратной, прямоугольной, круглой и овальной формы. Составлять и рисовать узоры на фоне прямоугольной и круглой формы, используя карандаш и краски разных цветов.
4. Эстетический контекст.
– Знакомить с эстетическим многообразием окружающего мира, с основами формы и содержания в жизни и искусстве, с возможностями их отражения в рисунке.
В результате работы дети
:
· знакомятся с особенностями материалов (карандаши, краски, гуашь, бумага);
· знакомятся с основными цветами;
· отличают предметы прямоугольной, квадратной и круглой формы.
Дети могут
:
· пользоваться карандашом;
· пользоваться кисточкой и красками, использовать воду;
· наносить простые линии и пятна гуашью;
· наносить линии вертикальные, горизонтальные, круговые;
· использовать различные цвета для создания выразительных образов;
· выполнять узоры с элементами различных форм и цветов;
Актуально о образовании:
Методы и приемы развития творческих способностей
младших школьников
Организация деятельности на всех уровнях будет действенной только в том случае, если будут использоваться основные методы и приемы для развития творческих способностей личности. Выбор тех или иных методов и приемов зависит от содержания, форм и условий деятельности. Известно, что метод представляет ...
Формирование предметной отнесенности слова
Анализируя развитие значения слова в онтогенезе, Л. С. Выготский писал: «Речь и значение слов развивались естественным путем, и история того, как психологически развивалось значение слова, помогает осветить до известной степени, как происходит развитие знаков, как у ребенка естественным образом воз ...
Особенности усвоения таблицы умножения в начальной школе
Рассмотрим принцип изучения таблицы умножения в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова По мнению В.В. Давыдова, умножение является центральной темой программы 3 класса. Умножение в курсе 3 класса рассматривается как особое действие, связанное с переходом к новым меркам в процессе измерения величин. ...