Воспитание и развитие личности ребенка

Новое о образовании » Воспитание и развитие личности ребенка

Личностное разви­тие человека несет на себе печать его возрастных и инди­видуальных особенностей, которые необходимо учиты­вать в процессе воспитания. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои воз­можности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наибо­лее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышле­ния и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта попытки забегать вперед, осуществляя физичес­кое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.

Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и умелого учета возрастных и инди­видуальных особенностей детей в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я.А.Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, а позже А.Дистервег, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др. Более того, отдельные из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному. Коменский, например, в понятие природосообразностъ вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономернос­тей развития ребенка, которые присущи природе чело­века, а именно: стремления к знанию, к труду, способно­сти к многостороннему развитию и т.д. Руссо, а затем Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок якобы от природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходи­лись в одном: нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспита­ния.

Полезные идеи по данной проблеме содержатся в трудах П.П.Блонского, Н.К.Крупской, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и других ученых. Крупская подчеркивала, что, если не знать особеннос­тей ребят и того, что интересует их в том или ином воз­расте, нельзя хорошо осуществлять воспитание.

В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей и школь­ников: младенчество (до 1 года), ранний детский воз­раст (2—3 года), преддошколъный возраст (3-5 лет), до­школьный возраст (5—6 лет), младший школьный воз­раст (6—10 лет), средний школьный, или подростковый возраст (11—15 лет), старший школьный возраст, или ранняя юность (15—18 лет).

Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.

К.Д. Ушинский. Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.


Актуально о образовании:

Этические особенности взаимодействия социального работника с «трудными детьми»
Исходя из того, что отклонения в поведении «трудного ребёнка» нелегко преодолеваются усилиями семьи, учителей и воспитателей, то родителям следует прибегнуть к помощи более квалифицированного специалиста. Именно таким специалистом является специалист по социальной работе с трудными детьми, который ...

Концептуальные основы проблемного обучения
Концепция проблемного обучения, как и любая другая педагогическая концепция, при ее формулировке неизбежно раскрывает субъективные особенности сознания, предпочтения педагога или исследователя. Именно поэтому в педагогической литературе даются различные определения этого понятия, в той или иной мер ...

Особенности организации работы по формированию самоконтроля учебной деятельности в системе Эльконина – Давыдова
Общая успеваемость в классах достаточно высокая, хотя есть дети, у которых наблюдаются трудности в учебной деятельности. Они имеют недостатки внимания, в течение урока им трудно сконцентрироваться на учебном материале долгое время. Присутствуют дети с проблемами в эмоционально-волевой сфере, саморе ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru