Дифференцированные самостоятельные работы как средство повышения самостоятельности студентов автотранспортного техникума

Новое о образовании » Дифференцированные самостоятельные работы как средство повышения самостоятельности студентов автотранспортного техникума

Невысокий уровень подготовки значительного количества выпускников объясняется рядом причин, и иногда независимых от самого учебного заведения (недостаточный уровень знаний большинства выпускников средней школы, низкий престиж специалиста в нашем обществе и т.п.). Попытки устранить причины, непосредственно связанные с учебным заведением, с помощью отдельных организационных мероприятий, не дают надлежащего эффекта, поскольку неизменной остается методологическая основа учебного процесса.

Современный мировой уровень организации обучения предопределяет потребность коренных изменений системы обучения в учебных заведениях Украины. Система подготовки специалистов в Украине переживает период поиска стратегических путей своего развития, который начался в конце 80-х начала 90-х гг. с низкой во многих отношениях справедливой критики существующей системы педагогического образования. Отмечались ее авторитарность, консерватизм, отсутствие выбора в обучении, перегруженность студентов, недостаточные объемы самостоятельной работы, насаждения одинаковости и единомыслия (В. Галузинский, Г. Евтух, И. Зязюн, Б. Коротяев, В. Козаков и др.).

Учебный процесс следует наладить так, чтобы студент без принуждения стремилось к систематическому, активному, самостоятельному овладению знаниями. При этом он должен сам оценивать свой уровень подготовки, самостоятельно выбирать темп и определять уровень усвоения знаний (не ниже определенного минимума), переживать положительные эмоции в процессе обучения. Эффективно решить эти проблемы можно через дифференциацию и, неразрывно связанную с ней индивидуализацию обучения.

Проблема дифференциации и индивидуализации обучения всегда стояла перед педагогами, поскольку существует противоречия между процессом усвоения знаний, умений и навыков, который протекает индивидуально, в зависимости от субъективных мотивов учения, способностей, личностных черт и опыта тех, кто учится, и организацией учебной деятельности, которая носит коллективный характер. Проблема дифференциации в психолого-педагогической науке рассматривается как способ реализации индивидуального подхода, который предусматривает учет вековых и индивидуальных особенностей тех, кто учится (Ю.К. Бабанский, Ю.З. Пльбух, А.З. Зак, А.А. Кирсанов, И.О. Кон, В.А. Крутецький, А.В. Мудрик, Э.Ш. Натанзон, А.В. Петровский, Е.С. Рабунский, И.Т. Федоренко, В.С. Юркевич и прочие).

Основные трудности в осуществлении дифференцированного обучения в учебном заведении связанны с отсутствием методических рекомендаций. Этим поясняется эпизодический характер его использования, который отрицательно отражается на эффективности развития самостоятельности студентов, их сознании в выборе желаемого и посильного уровня обучения, на повышении качества образования. Важное практическое значение этой проблемы и недостаточная ее разработка в психолого-педагогической литературе обусловили тему нашего исследования.

Обновление педагогического образования, по мнению известных научных работников (В. Буряк, А. Бойко, С. Гончаренко, В. Кремень, В. Лозовая, О. Савченко, И. Прокопенко, Г. Шевченко и др.), должно осуществляться на принципах демократизации, личностного подхода, гуманизации и гуманитаризации.

Их реализация предусматривает решение таких заданий: обновление содержания образования, введение ступенчатого образования, научное обоснование личностно ориентированного подхода в обучении, разработку нормативно-правовой базы для деятельности заведений образования. Из приведенных заданий по настоящему на основе зарубежных аналогов было решено лишь одно - введение разноуровневой (ступенчатой) подготовки специалистов.

Решение других заданий вызывало значительные трудности через слабую теоретическую базу, поэтому переход на ступенчатую систему подготовки специалистов сам по себе не повлиял, да и не мог повлиять на его результаты. Как отмечают известные специалисты в отрасли педагогического образования, «в построении новой системы образования мы находимся там же, где и 10 лет тому назад», «идея образования не проработана необходимой мерой даже концептуально».

Давно уже стала общепризнанной мысль, что самостоятельная работа является одним из главных резервов повышения эффективности подготовки специалистов. Не случайно исследования в этой отрасли ведутся многими известными учеными.

Дифференцированная самостоятельная работа выступает как средство формирования самостоятельной личности. В этом видится новизна самостоятельной работы студентов при условии внедрения в процесс обучения. При традиционной системе самостоятельная работа студентов направлена на усвоение знаний, умений и навыков. Развитие личности и ее самостоятельности в лучшем случае относят к второстепенной цели, а в большинстве случаев такая цель не ставится вообще.

Традиционная организация самостоятельной работы студентов свою перспективность теряет. «Возникает необходимость, - отмечает И. Зязюн, - изменения стратегических, глобальных целей образования, перестановки акцента из знаний специалиста на его человеческие личностные качества, которые одновременно являются и целью и средством его подготовки к будущей профессиональной деятельности».

Исследование вопроса по организации дифференцированной самостоятельной работы студентов - это еще одна попытка рассмотреть учебный процесс не как сопутствование разрозненных элементов, которые обращены к нам какой-нибудь одной стороной, а как единую систему, взаимодействующие части которой сами указывают на то, насколько эффективно осуществляется это взаимодействие. Мы имеем дело с новым сочетанием элементов, которое на сегодня является неизученным. Поэтому поиск и разработка новых педагогических концепций в пределах, которых возможны новые решения в организации самостоятельной работе студентов, представляется чрезвычайно важной и актуальной теоретической и практической проблемой.

Объект исследования

– дифференцированная самостоятельная работа студентов Харьковского автотранспортного техникума по дисциплине «ТЭ автомобилей».

Предмет исследования

- методика организации дифференцированной самостоятельной работы студентов.

Цель исследования

- выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность работы студентов.

Гипотеза исследования

- внедрение в автотранспортном техникуме метода организации дифференцированной самостоятельной работы студентов для обеспечения повышения эффективности учебного процесса.

Соответственно предмету, цели, гипотезы определены основные задания исследования.

Задания исследования:

1. Осуществить теоретический анализ проблемы организации самостоятельной учебной деятельности студентов.

2. Разработать и обосновать метод организации дифференцированной самостоятельной работы студентов

3. Обосновать систему педагогических условий для внедрения метода организации дифференцированной самостоятельной работы студентов.

4. Экспериментально проверить эффективность метода организации самостоятельной работы студентов.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют: концепция развития личности, автором которой является Г. Костюк; концепция деятельного подхода, которого придерживался Л. Выготский, и концепция гуманизации образования (Ш. Амонашвили, С. Гончаренко, В. Сухомлинский). Опорой для нас являются фундаментальные педагогические исследования, которые раскрывают целостность образовательного процесса (Т. Дмитренко, В. Ильин, В. Беспалько, В. Лозовая), личностно развивающие функции обучения (В. Сериков, О. Дусавицкий, Т. Мальковская), дидактичные основы самостоятельной работы (В. Буряк, В. Козаков, П. Пидкасистый, О. Роговая, И. Федоренко), сущность педагогической деятельности (А. Бойко, М. Евтук, И. Прокопенко, Г. Троцко, В. Сластёнин), философии образования (Б. Гершунский, И. Зязюн, В. Кремень, В. Лутай), личностного, индивидуального и дифференцированного подходов в обучении (Л. Рубинштейн, О. Леонтьев, А. Алексюк, В. Моляко, Л. Кондрашова), теоретические основы развития педагогических технологий (Л. Артемова, И. Бех, В. Бондарь, В. Паламарчук, И. Пидкасистый, И. Прокопенко, О. Пехота, С. Сысоева, И. Смолюк, И. Якиманская), формиро-вания личностной культуры (В. Кан-Калик, О. Рудницкая, Г. Шевченко). В определённой степени мы опирались на современные теории прогресса, смысла жизни, теории личности (А. Асломов, В. Григоръев, В. Немировский, И. Рогов, А. Москаленко, В. Мухина, В. Сержантов, А. Петровский).

Считаем, что существует равноправие различных подходов и взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении их разнообразия и специфических особенностей. Важно видеть не только то общее, что объединяет студентов, но и то, что характеризует каждую отдельную личность.

Комплексный подход к изучению проблемы обусловил применение таких методов исследования:

· анализ научной литературы по проблеме исследования;

· теоретическое моделирование при определении цели, предмета, заданий исследования, выдвижения гипотезы;

· синтез результатов исследования;

· педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий);

· изучение студенческих работ, беседы;

· метод экспертных оценок и самооценок;

· методы математической статистики для обработки обнаруженных экспериментальных данных.

Научная новизна исследования состоит в теоретической разработке и экспериментальной проверке эффективности дифференцированной самостоятельной работы по дисциплине ТЭ автомобилей в автотранспортном техникуме. Содержание, характер и логика предусматривает:

а) разноуровневое деление учебного материала на варианты для самостоятельной работы по объему и уровню творчества;

б) планомерное овладение профессиональными умениями и навыками (от догматического к творческому уровням);

в) свободный выбор варианта обучения;

г) рейтинговая система оценивания, которая является стимулом активизации учебной деятельности.

Теоретическое значение

работы состоит в углублении научных основ дифференцированного подхода к организации профессиональной подготовки будущих техников-механиков по обслуживанию и ремонту автомобилей, а также в обосновании целесообразности использования дифференциации обучения в автотранспортном техникуме.

Практическое значение

заключается в том, чтобы использовать в техникумовской практике предложенной методики дифференцированной самостоятельной работы, которая даст возможность значительно активизировать учебный процесс и направить студентов на творческое овладение необходимыми для будущей профессии знаниями. Такой подход в обучении универсальный и может применяться при изучении других учебных дисциплин.

Теоретическое и экспериментальное обоснование метода организации дифференцированной самостоятельной работы студентов даст возможность студенту стать субъектом учебной деятельности, направленной на развитие его личности. Разработана типология студентов на основе анализа их самостоятельной деятельности и обоснованна система заданий, обеспечивающая оптимальный уровень развития каждой индивидуальности.


Актуально о образовании:

Сравнительная характеристика лексической стороны речи детей 5 – 6 лет со стертой дизартрией и без речевых нарушений
Сравнительный анализ итогов диагностики детей экспериментальной и контрольной групп показал, что имеются как количественные, так и качественные различия в развитии лексической стороны речи у детей со стертой дизартрией и детей без речевых нарушений. Уровень лексического развития у детей без патолог ...

Методические аспекты развития пространственного мышления как элемента образного
Рассмотрим, какие подходы предлагают для развития пространственного мышления в средней школе и выясним возможности их использования. А. Пардала выделяет такие основные типы упражнений, дидактическим назначением которых является формирование и развитие пространственных представлений учащихся: матема ...

Дидактические карточки по теме «вещество»
вещество химический элемент 1. Химические явления – это . . . 2. Вещество – это . . . 3. Выпишите только химические явления из приведенного ниже списка: испарение воды, окисление меди, нагревание воды, горение топлива, плавление железа, гниение дров, ржавление железа. . . . Знаки химических элемент ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru