В психолого-педагогической науке проблема диференциации обучения рассматривалась, в основном, в русле школьной дидактики (Л.П. Аристова, Ю.К. Бабанский, А.А. Бударний, И.Д. Бутузов, В.И. Загвязинский, М.М. Скаткин, В.П. Стрезикозин, И.М. Чередов и прочие). В вузовской педагогике этой проблеме отводилось меньше внимания. Можно выделить такие основные аспекты исследования этой проблемы в дидактике высшей школы:
1. Разработка психолого-педагогических основ и технологии индивидуального подхода к студентам (Л.Г. Абрамова, С.А. Килене, Л.Ф. Моносова).
2. Особенности личностно-дифференцированного подхода в высшей школе и зависимость его осуществления от типа мотивации и учебно-познавательной деятельности студентов (Л.Г. Абрамова, Л.С. Коростель, Л.Ю. Образцова).
3. Исследования возможностей осуществления индивидуального подхода при самостоятельной работе студентов (А.М. Алексюк, Л.С. Коростель, Р.С. Семенова).
4. Осуществления индивидуального подхода в обучении с помощью программированного контроля знаний и алгоритмических правил (М.М. Разладова, Г.В. Скок).
5. Индивидуальный подход как средство формирования собственного стиля наставительно-познавательной деятельности и творческой личности будущих специалистов (С.А. Килене, Л.М. Лузина, В.С. Почекаенков).
Во всех упомянутых направлениях изучения указанной проблемы, акцентируется то, что дифференциация обучения как способ его индивидуализации, как вариант педагогической целенаправленной организации, коллективной деятельности студентов и их взаимодействия с преподавателем, стимулирует общественную творческую активность, включенной у нее личности, развивает ее способности, формирует умения и навыки работать в коллективе. Преимущества дифференцированной системы обучения состоят в сущности этого способа организации обучения, которое предусматривает формирование личности студента через развитие его индивидуальных особенностей. Дифференцированное обучение предусматривает:
а) учет индивидуальных особенностей студентов путем блочно-модульного структурирования учебного материала и применения модульно-рейтинговой технологии обучения;
б) свободный выбор варианта обучения соответственно возможностям и желаниям студентов;
в) планомерно уровневое овладение профессиональными знаниями и умениями.
Первые попытки научной разработки и практической реализации дифференцированного подхода в вузовском процессе обучения относят к 70-м гг. Разработкой проблемы дифференциации вузовской педагогики занимались Ю.Н. Богданов, Т.В. Васильева, М.Г. Гарунов, В.И. Загвязинский, В.А. Морозов, Л.Ю. Образцова, Ю.С. Савченко, В.А. Сапогов, Н.Г. Свиридова, Д.А. Урбах и др.
Нужно отметить, что существуют разные толкования понятий "дифференциация обучения", "дифференцированный подход" и отличные взгляды на способы его применения в вузе. Понятия "дифференцированный подход" в обучении часто используется как близкое понятию "индивидуальный подход", некоторые авторы даже отождествляют эти понятия. Большинство авторов (Б.Г. Ананьев, С.И. Архангельский, А.А. Кирсанов, Е.С. Рабунской, И.Э. Унт и прочие), мысль которых мы разделяем, считают, что: дифференцированное обучение - эта специально организованная форма познавательной деятельности, которая, учитывая индивидуальные особенности студентов (учеников), их возможности, желания и социальный опыт, направлена на оптимальное интеллектуальное развитие каждого студента (ученика) и предусматривает структурирование содержания учебного материала, отбор форм и методов обучения соответственно типологическим особенностям студентов (учеников). Дифференциация обучения выступает как средство достижения индивидуализации.
Актуально о образовании:
Международной конференции «Планетарий XXI века»
6–7 апреля 2012 года в МАУ города Ярославля «Культурно-просветительский центр имени В. В. Терешковой» состоялась Международная конференция «Планетарий XXI века». В конференции приняли участие работники планетариев России, Белоруссии, Казахстана, Германии, лётчики-космонавты, учёные. Конференция при ...
Установка и внимание в обучении
В отечественной педагогике утвердилось положение о том, что развитие личности в процессе обучения зависит как от внешних, так и от внутренних условий. К внешним условиям относятся педагогическое мастерство учителя (преподавателя); рациональное построение учебных программ, учебников, учебных пособий ...
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3—4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетическ ...