В психолого-педагогической науке проблема диференциации обучения рассматривалась, в основном, в русле школьной дидактики (Л.П. Аристова, Ю.К. Бабанский, А.А. Бударний, И.Д. Бутузов, В.И. Загвязинский, М.М. Скаткин, В.П. Стрезикозин, И.М. Чередов и прочие). В вузовской педагогике этой проблеме отводилось меньше внимания. Можно выделить такие основные аспекты исследования этой проблемы в дидактике высшей школы:
1. Разработка психолого-педагогических основ и технологии индивидуального подхода к студентам (Л.Г. Абрамова, С.А. Килене, Л.Ф. Моносова).
2. Особенности личностно-дифференцированного подхода в высшей школе и зависимость его осуществления от типа мотивации и учебно-познавательной деятельности студентов (Л.Г. Абрамова, Л.С. Коростель, Л.Ю. Образцова).
3. Исследования возможностей осуществления индивидуального подхода при самостоятельной работе студентов (А.М. Алексюк, Л.С. Коростель, Р.С. Семенова).
4. Осуществления индивидуального подхода в обучении с помощью программированного контроля знаний и алгоритмических правил (М.М. Разладова, Г.В. Скок).
5. Индивидуальный подход как средство формирования собственного стиля наставительно-познавательной деятельности и творческой личности будущих специалистов (С.А. Килене, Л.М. Лузина, В.С. Почекаенков).
Во всех упомянутых направлениях изучения указанной проблемы, акцентируется то, что дифференциация обучения как способ его индивидуализации, как вариант педагогической целенаправленной организации, коллективной деятельности студентов и их взаимодействия с преподавателем, стимулирует общественную творческую активность, включенной у нее личности, развивает ее способности, формирует умения и навыки работать в коллективе. Преимущества дифференцированной системы обучения состоят в сущности этого способа организации обучения, которое предусматривает формирование личности студента через развитие его индивидуальных особенностей. Дифференцированное обучение предусматривает:
а) учет индивидуальных особенностей студентов путем блочно-модульного структурирования учебного материала и применения модульно-рейтинговой технологии обучения;
б) свободный выбор варианта обучения соответственно возможностям и желаниям студентов;
в) планомерно уровневое овладение профессиональными знаниями и умениями.
Первые попытки научной разработки и практической реализации дифференцированного подхода в вузовском процессе обучения относят к 70-м гг. Разработкой проблемы дифференциации вузовской педагогики занимались Ю.Н. Богданов, Т.В. Васильева, М.Г. Гарунов, В.И. Загвязинский, В.А. Морозов, Л.Ю. Образцова, Ю.С. Савченко, В.А. Сапогов, Н.Г. Свиридова, Д.А. Урбах и др.
Нужно отметить, что существуют разные толкования понятий "дифференциация обучения", "дифференцированный подход" и отличные взгляды на способы его применения в вузе. Понятия "дифференцированный подход" в обучении часто используется как близкое понятию "индивидуальный подход", некоторые авторы даже отождествляют эти понятия. Большинство авторов (Б.Г. Ананьев, С.И. Архангельский, А.А. Кирсанов, Е.С. Рабунской, И.Э. Унт и прочие), мысль которых мы разделяем, считают, что: дифференцированное обучение - эта специально организованная форма познавательной деятельности, которая, учитывая индивидуальные особенности студентов (учеников), их возможности, желания и социальный опыт, направлена на оптимальное интеллектуальное развитие каждого студента (ученика) и предусматривает структурирование содержания учебного материала, отбор форм и методов обучения соответственно типологическим особенностям студентов (учеников). Дифференциация обучения выступает как средство достижения индивидуализации.
Актуально о образовании:
Проблемное изложение материала
Проблемное изложение материала отличается от информативного метода изложения тем, что учитель излагает научные проблемы и открытия не в их завершенном виде, а раскрывает процесс решения проблемы, историю открытия, в некотором смысле сокращенно воспроизводит путь к доказательному познанию и открытию ...
Педагогические условия развития связной речи
В философском словаре условие рассматривается как «категория», выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых этот предмет существовать не сможет. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условие – как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. Услов ...
Обзор средств Интернет для формирования исследовательской компетенции на
уроках английского языка
В параграфе 1.3 нами были рассмотрены основные виды Интернет-технологий, которые можно использовать в процессе обучения английскому языку для формирования исследовательской компетенции старшеклассников. В данном параграфе мы рассмотрим конкретные Интернет-ресурсы для развития исследовательских умен ...