Концептуальные основы развития самостоятельной работы студентов

Страница 1

За последние несколько лет как результат пробуждения творческой инициативы, демократизации и определения права на существование альтернативных позиций и взглядов начали интенсивно разрабатываться новые концепции обучения студентов. В этих концентрациях все чаще обращаются к студенту как субъекту учебной деятельности, как к личности, которая стремится к самоопределению и самореализации.

Рисунок 1 Структура самостоятельной работы

Мы предлагаем вариант концепции организации самостоятельной работы студентов. Изложенная в ней система взглядов на обучение может быть использована как отправной момент создания методов обучения с учетом условий конкретных учебных заведений.

Довольно широко распространенно мнение о том, что образование традиционно ориентировалось на личность не больше, чем декларация. Приоритетом всегда был тот продукт, который от личности можно получить, реализация моделей поведения, выполнение определенных социальных функций и т.п. Даже привлекательная и долгие годы господствующая идея активизации учения, соответственно с которой личностный потенциал студента используется для усвоения определенного извне содержания, служит одним из подтверждений того, что личность рассматривается как средство для достижения других целей. Критичность, субъектность и прочие собственно личностные качества студента пока еще не рассматриваются как самоценность.

Личностный подход предусматривает освобождение от функционализма. Это подход к личности как к целостности, считая, что любые проявления личности, то есть состояние или свойства, действия и поступки, обусловлены личностью в целом. Именно функционализм принес в педагогику отношение к студенту не как к целостной личности во всем богатстве ее проявлений, со всей ее качественной спецификой, а как к отдельной его функции – студента учебного учреждения – и только.

Показательным этого привода есть выступление одного из преподавателей относительно студента Л.: «Этот студент очень хороший, особенно по ТЭ автомобилей».

В образовательном плане мы имеем на сегодня острые проявления запущенной педагогической болезни, которую вызвала многолетняя ориентация на традиционную функциональную психологию. В ней подходят к личности с позиции анализа и расчленения, установления межфункциональных связей. В особенности часто пользуются методом добавления и составления функций. Если человек просто созерцает природу – это восприятие, когда же к восприятию присоединяется воля, то выходит наблюдение и т.д.

Без сомнения, разнообразные личностные проявления требуют и анализа, и разделения отдельных функций. Но анализ предусматривает синтез, а синтез достигается не сосуществованием и взаимодействием, а рассмотрением структуры личности.

Личностный подход, конечно, не отменяет и не может отменить роль и значения воздействия внешних факторов на личность в учебном процессе, которые выступают мощными факторами со стороны преподавателя. Но тогда правомерной становится постановка вопроса о месте личностной ориентации в системе регуляторов образовательной деятельности общества. Ссылаясь на принцип аналогий и заимствований, воспользуемся основным принципом медицины: «лечить больного, а не болезнь».

Первой научной работой, в которой был четко сформулирован личностный подход, была книга С. Рубинштейна «Основы психологии», которая вышла в 1935 году. Позднее личностный подход нашел отображение в работах Б. Теплова, А. Бодалева, О. Леонтьева, В. Давыдова, К. Платонова и др.

Дифференцированный подход обучения будет иметь разнообразную концептуально-понятийную структуру, не зависимо от того, в рамках предмета какой науки эта концепция рассматривается.

Философия образования, например, исследует личностный подход с помощью категорий субъекта, свободы, саморазвития, диалога, целостности, игры как форм самовыявления личности (И. Зязюн, В. Лутай, Э. Демиденко, М. Сигов и др.)

С позиции психологии концепция обучения обогащается представлениями о функции личности в жизнедеятельности человека, о специфической природе личностного уровня человеческой психики, о смысловой сфере, рефлексии, переживании и диалоге как механизме создания личностного опыта (Л. Анциферова, Г. Ковалев, И. Семенов, И. Якиманская и др.)

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Описание и интерпретация результатов экспериментального обучения
Так как дети 10-12-летнего возраста очень активны, любят двигаться, то приходится менять вид работы. Если заставить их, хотя бы по очереди, читать текст учебника в течение продолжительного отрезка времени, они начнут делать это механически, без интереса, или вообще, когда один ученик читает, другие ...

Методические аспекты развития пространственного мышления как элемента образного
Рассмотрим, какие подходы предлагают для развития пространственного мышления в средней школе и выясним возможности их использования. А. Пардала выделяет такие основные типы упражнений, дидактическим назначением которых является формирование и развитие пространственных представлений учащихся: матема ...

Д.И. Менделеев о высшей школе
Д. И. Менделеев со свойственной ему четкостью и глубиной раскрыл значение университетского и высшего специального образования. Мысли Дмитрия Ивановича о высшем образовании не утратили значения до наших дней, т. к. по его мнению, наука и образование должны служить народу, содействовать дальнейшему п ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru