Новые методы обучения основательно и фундаментально готовят студентов к самостоятельной работе не с отдельными параграфами и главами, а по учебному плану в целом, особенно с первоисточниками. Самостоятельная работа в новой методике не самоцель, а средство формирования самостоятельной личности студента. В этом видится новизна проблемы при условии введения альтернативного обучения.
В традиционной системе СРС направлена на усвоение знаний, умений и навыков. Развитие самостоятельности в лучшем случае относят к второстепенной цели, а по большей части такая цель не ставится вообще.
В связи с тем, что на СРС в учебных планах выделено определенное время (15-20%), ее можно условно назвать регламентированной СРС или индивидуальной работой под руководством преподавателя и выделить 2-е формы:
I. Аудиторная
(по расписанию). Основные виды этой работы такие:
1) Консультации (поточные, групповые, индивидуальные, целевые, методические, установочные перед семинаром, зачетом, экзаменом). Выполняют эти консультации разные функции. На консультации преподаватель имеет возможность индивидуализировать свою работу со студентами. Желательно, чтобы на консультациях студент получал не только информационный материал из соответствующего учебного курса, но и советы, помощь в вопросах организации, методики проведения самостоятельной работы соответственно своим возможностям и потребностям (в особенности это важно для студентов 1-го курса).
2) Коллоквиумы имеют большое значение для активизации умственной деятельности студентов, которые в равной мере объединяют учебную и контрольную функции. Основная задача коллоквиума - проверка знаний. С одновременным их расширением и углублением студенты проходят собеседование, в процессе которого они учатся обобщать материал, строить заключения.
Цель коллоквиума - проверить, как студенты усвоили информацию, полученную на лекциях, лабораторно-практических занятиях, семинарах, выяснить, достаточные ли у них знания для глубокого понимания нового материала.
3) Контрольные работы.
II. Внеаудиторная СРС
(планируется преподавателем понедельно, на один семестр или на весь период изучения предмета и утверждается на заседании кафедры.
Приводим ориентировочный перечень разных видов самостоятельной работы на примере биологического цикла дисциплин:
• изучение учебной основной и дополнительной литературы и составление библиографии;
• изучение методических разработок по темам;
• работа с опорным текстом лекций, с опорными схемами, диафильмами, слайдами;
• самостоятельное изучение объектов соответственно плану или по схеме;
• заполнение сравнительно-анатомических таблиц;
• построение графиков, диаграмм, фонограмм;
• фенологические наблюдения в природе (по определенному плану);
• составление таблиц, их анализ;
• участие в разработке и постановке лабораторных работ;
• самостоятельный поиск знаний из определенной темы (по периодическим научным и методическим изданиям);
• построение опорных и структурно-логических схем;
• изготовление наглядных пособий;
• деловые игры;
• проведения тематических конференций;
• разбор вопросов дискуссионного характера;
• выдача задач опережающего характера соответствующего теоретическому материалу с дальнейшим его анализом;
• изучение отдельной темы с микрогруппой студентов;
• написание и защита рефератов, курсовых и дипломных работ.
Поиск эффективных методов обучения, способов формирования интереса к предмету и к своей будущей профессии всегда будет актуальной задачей. Поэтому справедливы утверждения, что СРС в учебном заведении должна выразительно и эффективно проявляться во всех формах обучения: на лекциях, на практических и лабораторных занятиях, при выполнении домашних задач, курсовых и дипломных работ, во время прохождения учебных и производственных практик.
Актуально о образовании:
Положение
алюминия в периодической системе и строение его атома
Алюминий находится в главной подгруппе III группы. Схема расположения по энергетическим уровням следующая: +3Al 2e-, 8e-, 3e- Так как у атомов алюминия на внешнем уровне 3 электрона, то алюминий в соединениях проявляет степень окисления 4-3. К такому же выводу приходим, руководствуясь представления ...
Особенности физического воспитания детей старшего дошкольного
возраста в ДОУ
Физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. При этом понятие "здоровье" поднимает роль физической культуры на совершенно новый уровень, становясь основой формирования ...
Программа занятий астрономического кружка
Данная программа предусмотрена для учащихся 5-9 классов основной общеобразовательной школы, рассчитана на учебник Б.А. Воронцов-Вельяминов «Астрономия». 35 часов, один урок в неделю. Кружок ставит цели - совершение участниками научно-значимых открытий, - по крайней мере, микрооткрытий - в области а ...