В основе организации самостоятельной работы студентов І группы (Н) лежат воспроизводящие
работы по образцу(репродуктивная деятельность), необходимые для запоминания способов действий в конкретных ситуациях (признаков понятий, фактов и определений), формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Деятельность студентов при выполнении работ этого типа, строго говоря, не совсем самостоятельная, поскольку их самостоятельность ограничивается простым воспроизведением, повторением действий по образцу. Однако роль таких работ очень велика. Они формируют фундамент подлинно самостоятельной деятельности студента. Роль преподавателя состоит в том, чтобы для каждого студента определить оптимальный объем работы. Поспешный переход к самостоятельным работам других типов лишит ученика необходимой базы знаний, умений и навыков. Задержка на работах по образцу — бесполезная трата времени, порождающая скуку и безделье. У многих студентов пропадает интерес к учению и предмету, наступает торможение в их развитии;
В основе организации самостоятельной работы студентов II группы (С) лежат работы реконструктивно-вариативного
типа(репродуктивно-продуктивная деятельность), которые позволяют на основе полученных ранее знаний и данной преподавателем общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задач применительно к данным условиям задания. Самостоятельные работы этого типа приводят студентов к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приемы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности студентов. Самостоятельные работы этого типа формируют основание для дальнейшей творческой деятельности студента;
В основе организации самостоятельной работы студентов IΙΙ группы (Д) лежат частично-поисковые работы(продуктивно-репродуктивная деятельность), которые формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, студент определяет сам пути выполнения задания и находит его. Знания, необходимые для выполнения задания, студент уже имеет, но отобрать их в памяти бывает нелегко. На данном уровне продуктивной деятельности формируется творческая личность студента. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания студента более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования;
В основе организации самостоятельной работы студентов IV группы (В) лежат творческие работы
, выполнение которых требует преимущественно продуктивной (творческой) деятельности.
Творческие
самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности студентов. Эта деятельность позволяет студентам получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что умственная деятельность школьников при решении проблемных, творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников. Задания такого типа - одни из самых эффективных средств формирования творческой личности.
Такая дифференциация дает возможность создать группы заданий, разных по сложности и личностной ориентации. Дозированное возрастание сложности заданий, которые обязательно учитывают субъектный опыт студента (его обученности, обучаемости, интереса, организованности), позволит целеустремленно изменить этот опыт, тем самым повысить уровень самостоятельности студентов.
Актуально о образовании:
Экспериментальное исследование условий эффективной организации проблемного
обучения в начальной школе
Опытно-исследовательская работа по применению проблемного обучения в начальной школе, проведенная мной, представляет собой три этапа: 1 этап – анализ работы учителя по применению проблемного обучения в своей педагогической деятельности и наблюдение за учащимися с точки зрения их отношения к учению, ...
Внеклассная работа по математике как средство развития
познавательного интереса
Отношение учащихся к тому или иному предмету определяется различными факторами: индивидуальными особенностями личности, особенностями самого предмета, методикой его преподавания. По отношению к математике всегда имеются некоторые категории учащихся, проявляющие повышенный интерес к ней; занимающиес ...
Виды и уровни проблемного обучения
Проблемное обучение не может быть одинаково эффективным в любых условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений учащихся, так и их познавательной активности: познавательная самостоятельность ученика может быть или очень выс ...