Рассматривая проблему детской агрессивности и жестокости, мы посчитали, целесообразным познакомится с понятиями «агрессия», «агрессивность» и «детская агрессивность» с целью их разграничения, а так же определения смысловой нагрузки и качественных характеристик, которые позволили составить общую картину изучаемого явления.
Проанализировав мнение психологов, педагогов, социологов, социальных педагогов по выбранной нами проблематике, мы сделали вывод, что самым структурированным и содержательно наполненным понятие агрессивность представлено в трактовке Л.В. Мардахаева. Автор характеризует это явление как устойчивую черту личности, проявляющуюся в деструктивном поведении, противоречащим нормам и правилам сосуществования людей в обществе.
Так же интересна позиция Е. Минаевой по этому вопросу, которая утверждает, что уровень детской агрессивности во многом зависит от половозрастных особенностей развития личности ребенка.
Работая с различными источниками с целью глубокого изучения заявленной проблемы, мы обратили внимание, что формирование агрессивности в детском возрасте, происходит под влиянием семейного и школьного воспитания, неблагоприятного взаимодействия ребенка с социальным окружением, а так же определяется социальными и социально-экономическими условиями современного общества.
Изучая этиологию детской агрессивности, можно заметить, что единого мнения по данному вопросу нет, и каждый автор по - своему видит причины возникновения данного отклонения в поведении ребенка. Наиболее общий перечень причин представлен С.А. Беличевой, которая подчеркивает, что неудовлетворенность социальным статусом в группе, ощущение тревоги и страха, желание привлечь внимание окружающих, потребность в общении, могут спровоцировать возникновения агрессивных тенденций в поведении ребенка младшего возраста.
В социально-педагогической и психологической литературе представлен большой спектр видов детской агрессивности.
Е.Е. Першинина, описывает наиболее полную классификацию видов агрессивности, в основу которой заключено мнение, что данное социальное явление, есть осознанное действие, направленное на причинение ущерба человеку или группе людей.
Основываясь на этих позициях, автор выделяет физическую, вербальную, прямую, инструментальную, враждебную и аутоагрессию.
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что понятие детской агрессивности, неоднозначное и разноплановое.
Существует большое количество разнообразных точек зрения на данный вопрос, однако, большинство авторов схожи, считать, что детская агрессивность, представляет собой устойчивую черту личности, для которой характерно осмысленное, целенаправленное нанесение физического или психологического ущерба человеку или группе людей.
Актуально о образовании:
Структура педагогических способностей
В настоящее время концепция педагогических способностей, развиваемая Н.В. Кузьминой, представляет собой наиболее полную системную трактовку. В этой концепции все педагогические способности соотнесены с основными аспектами (сторонами) педагогической системы. Сначала коротко рассмотрим некоторые аспе ...
Изложение материала учителем
и самостоятельная работа учащихся
К изучению органической химии учащиеся приступают после занятий неорганической химией. У них уже имеется сравнительно богатый запас конкретных представлений о веществах и химических реакциях, ими усвоены общие понятия науки, изучены ее фундаментальные законы и теории. Тем самым они подготовлены к б ...
Домашняя
работа учащихся как фактор развития самостоятельности
Домашняя учебная работа дополняет деятельность учащихся на уроках, отличается большой самостоятельностью и отсутствием непосредственного руководства учителя. Домашняя работа учащихся имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. Роль этого вида учебной деятельности школьников особе ...