Состояние исследования проблемы в науке и педагогической практике

Страница 1

Самостоятельная работа студентов не является новым явлением в высшей школе. Более того, как определяет исследовательница СРС О.В. Рогова, „проблема совершенствования организации самостоятельной работы всегда была в центре внимания педагогической науки и вузовской практики”.

Все исследователи педагогики высшей школы в какой-то степени рассматривали этот вопрос. Вместе с тем, как отмечает известный педагог А.Н. Алексюк, в рамках традиционной лекционно-семинарского обучения самостоятельная работа студентов не стала „реальной основой учебного процессса в студенческой аудитории”. „Пока что, пишет другой известный специалист этой проблемы В.А. Козаков, - учебный процесс похож на производственный в пределах плановой экономики, где студенты выполняют задания руководителей-преподавателей по соответствующим учебным планам, а выполнение плана контролируется в каждом полугодии способом, похожим на госприемку, - на экзамене по достаточно субъективным показателям”. И дальше: „Сложилась противоречивая ситуация: общество требует коренных изменений в высшей школе на лучшие, преподаватели на конференциях и в научных трудах, государственные органы в соответствующих постановлениях — тоже за изменения в учебном процессе на базе активизации СРС и индивидуализации обучения, а ощутимого улучшения нет”.

С одной стороны, проблемам совершенствования СРС уделяется немало внимания, а с другой, она, как и ранее, рассматривается по большей части в рамках традиционной учебы.

Очевидным является то, что СРС не стала, да и не может стать, надежной

базой обновления учебного процесса в рамках действующей методики обучения. Теперешняя методика обучения в учебных заведениях вычерпала все свои возможности — ее уже нельзя ни усовершенствовать, ни обновить. Остается одно — заменить эту методику на альтернативную.

Поиски новых методов уже начались. Так, А.Н. Алексюк не только резко критикует организацию обучения в ВУЗе за авторитаризм, но и предлагает экспериментально проработанный и проверенный педагогическим опытом один из возможных вариантов организации СРС в условиях модульно-тьюторской системы. Эта система вносит такие изменения в организационные действия педагогического процесса в высшей школе, которые обеспечивают существенную его демократизацию и создают условия для действительной смены роли студента в обучении, превращая его из объекта в субъект этого процесса.

Интересный вариант системы обучения предлагает В. Сластёнин, который он назвал субъектно-смысловым обучением. Методика этого вида обучения предусматривает установление личностных отношений, и преподаватель не столько учит, сколько стимулирует самостоятельную работу студента, создавая условия для его самодвижения. „Эффективность методики существенно зависит от того, насколько полно представлен в ней человек во всей своей многогранности, как учтены его психолого-профессиональные особенности, перспективы их развития или угасания”.

Педагогическая методика выступает как способ достижения наилучшего результата с помощью различных средств и приемов. Их совокупность, педагогически обоснованным, методически обдуманным сочетанием составляют авторскую методику. Особенность преподавателя, его культура, профессионализм — это условия эффективного использования любой образовательной методики.

Именно на этом акцентирует внимание Б.И. Коротяев, предлагая методики, которые он назвал гибкими. В этих методиках главный ценный ориентир ВУЗа — личность студента. ВУЗ дает возможность студенту самому выбирать предложенные альтернативы на отдельных этапах обучения. Ученики и последователи Б.И. Коротяева (В. Андросюк, О. Гохберг, О. Кошелев, В. Сёмин) продолжают разработку этого направления.

Привлекают к себе внимание методы сотрудничества (Ш. Амонашвили, И. Первин, В. Дьяченко, Е. Ильин), которые реализуют равенство в субъект-субъективных отношениях. Студент и преподаватель вместе выбирают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотворчества.

По типу методов, в которых студент является субъектом обучения, можно отнести индивидуально-диференцованный, в котором обучение базируется на достигнутых результатах (В.К. Буряк, Л.В. Кондрашова). Профессионально ценные индивидуальные особенности не столько проявляются, сколько формируются в педагогически целесообразной деятельности студентов .

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Возможности образовательной области «Художественное творчество» в развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
Первые проявления самостоятельности усматриваются педагогами и психологами (Н.М. Аксарина, Б.Г. Ананьев, Р.С. Буре, Е.Н. Герасимо-ва, СМ. Кривина, М.И. Лисина и др.) в младшем дошкольном возрасте, который по определению А.Н. Леонтьева является периодом «первоначального фактического складывания личн ...

Периодизация с точки зрения ведущих видов деятельности
Осознание значимости детства в процессе становления личности приходит довольно поздно. Открытие личности в эпоху Возрождения лишь спустя два столетия приводит к поискам ее истоков, к постановке проблемы ее формирования и развития. Новая наука - детская психология появляется в конце XIX столетия, и ...

Психологическая теория учебной деятельности, её содержание и структура
Учебная деятельность, сохраняя все психологические признаки деятельности, чаще всего представлена как процесс. Человек учится всю жизнь, но это, чаще всего, учебная работа. Как установлено отечественными психологами школы А.Н. Леонтьева, стихийно, самопроизвольно полноценная учебная деятельность не ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru