Демократизация всех сторон экономической и общественной жизни существенным образом отразилась на социокультурные позиции учителей. Состоялось движение механизма саморазвития школы; оказалось, что его источники находятся в творчестве учителей, в их инновационной деятельности.
Центральной, если не главной, проблемой становится воспроизведение инновационности и формирование условий, которые обеспечивают это воспроизведение. Сама суть решения данной проблемы создает предпосылки для перестройки обучения в учебном заведении, способной к самостоятельному выбору наиболее оптимальных вариантов обучения.
Педагогическая деятельность, связанная с отказом от штампов, стереотипов в обучении, воспитании и развитии личности, выходит за рамки действующих нормативов, создает условия для личностно-творческой, индивидуальной направленности деятельности. В ней студент будущий специалист глубже реализует себя как носитель социальных инноваций. Обеспечение такой деятельности имеет цель исследования целого ряда вопросов и выявления факторов, которые детерминируют потребность в расширении творческой деятельности и подготовке нового социального типа личности студента.
Вместе с тем то положение, в котором оказался студент учебного заведения, означает, что он как творческая личность, которая претендует на индивидуальное выявление своей неповторимой сути, находится за пределами внимания науки, превратившись в объект нормативно-административного давления.
Ориентация на директивно заданный норматив приводит к тому, что реально живой студент словно исчезает, растворяется в педагогическом процессе.
Все это требует особой модели обучения с альтернативным педагогическим подходом, который максимально бы учитывал гуманистическую направленность современного образования. В этой связи в учебном процессе, в прогнозировании результатов разных педагогических методов обучения большую роль надо отводить выявлению личностного смысла учения и эмоционального удовлетворения от него. Это создало бы благоприятные условия для осознания личностью весомости нового знания, активизировало бы ее самообразование и самовоспитание. Нужны такие условия, в которых студенты имели бы возможность продемонстрировать свою начитанность, эрудицию, культуру речи, уровень самостоятельного анализа, суждений, выводов, обобщений, их новизну и оригинальность, способность к формированию конструктивных идей, предложений, подходов.
Хорошо известно: даже если обучение во всех группах проводит один и тот же преподаватель высокой квалификации, параллельные группы могут отличаться уровнем самостоятельности во время выполнения учебных задач, не говоря уже о степени проявления самостоятельности отдельными студентами.
Самостоятельность и инициатива неразрывно связаны проблемой творчества. Студент познает, действуя, а, познавая - действует, решая практически новый круг задач. Познавательная деятельность, как специфическая способность, вызовет в жизни проблему механизмов ее формирования. Преподаватель должен выйти, прежде всего, с новой потребностью, рожденной требованиями времени, которая отображает запрос относительно сознательного, систематического формирования творческой деятельности. Потребностью, которая обеспечивается в процессе решения продуманной последовательности учебно-воспитательных задач.
Преподаватель должен рассматривать творчество как способность человека, видеть в мире то, чего еще в нем нет, но что может быть, когда человек приложит силы. Это достигается с помощью найденного нового способа действия из-за отсутствия возможности выполнения задания известным способом. Способность решить задачу, если ее трактовать с позиции деятельностного подхода, можно рассматривать как степень присвоения субъектом (студентом) определенного способа действия.
В учебном процессе приходится постоянно одолевать разногласия между общим и единичным, между похожим и разным. Внимание к общему, подобному, типичному проявляется в тенденции типизации. Изучение единичного, своеобразного, неповторимого определяет тенденцию дифференциации. Индивидуальный подход выступает как объединение этих противоположных тенденций.
Для осуществления индивидуального подхода необходимы знания типично индивидуального и сугубо индивидуального в личности студента. Для преподавателя важны «типичные» или «типично индивидуальные» особенности студента.
Актуально о образовании:
Международной конференции «Планетарий XXI века»
6–7 апреля 2012 года в МАУ города Ярославля «Культурно-просветительский центр имени В. В. Терешковой» состоялась Международная конференция «Планетарий XXI века». В конференции приняли участие работники планетариев России, Белоруссии, Казахстана, Германии, лётчики-космонавты, учёные. Конференция при ...
Особенности воспитания и обучения детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата
Целью работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата является исправление и доразвитие психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду. Чтобы правильно определить содержание образовательной и воспитательной работы, необ ...
Дифференциация, ее виды
Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференцированное обучение – это: Форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом у них каких-либо значимых для ...