Статистическая обработка и оценка точности результатов моделирования основывается на предельных теоремах теории вероятностей: теореме Чебышева и теореме Бернулли.
Согласно теореме Чебышева, при неограниченном увеличении числа независимых испытаний
среднее арифметическое значение
случайной величины
сходится по вероятности к математическому ожиданию
этой величины, то есть
, (1)
где
– сколь угодно малое положительное число,
.
Теорема Бернулли доказывает, что при неограниченном увеличении числа независимых испытаний
частота
наступления случайного события сходится к вероятности
этого события, то есть
. (2)
Пусть случайная величина
характеризуется математическим ожиданием
и дисперсией
. В качестве приближенного значения величины
берется среднее арифметическое значение
, определяемое по результатам
независимых испытаний. Отклонение величины
от искомого математического ожидания
и есть ошибка метода. Величина
, удовлетворяющая неравенству
, называется точностью оценки.
Из теоремы Чебышева следует, что ошибка метода может быть оценена лишь вероятностно, с определенной степенью достоверности. Обозначим через
вероятность того, что выполняется неравенство
:
. (3)
Вероятность
характеризует степень достоверности оценки, ее надежность. Это означает, что с надежностью
можно быть уверенным, что среднее арифметическое значение
не выйдет за пределы интервала
, то есть, что
.
Актуально о образовании:
Возрастные нормативы эмоционального коммуникативно познавательного развития
Внешние проявления потребностно-мотивационных и операционно технических новообразований образуют в совокупности определенные возрастные симптомо комплексы, выявляя которые диагност-дефектолог и судит о своевременном или задержанном (шире — аномальном) развитии обследуемого. Однако останавливаться в ...
Особенности самостоятельности младших школьников
В младшем школьном возрасте можно успешно формировать исследуемое качество, опираясь на характерные особенности психики младшего школьника. Психологами отмечается активное стремление ребенка к самостоятельности, проявляющейся в психологической готовности к самостоятельным действиям. У младших школь ...
Российское образование в 30-80-х гг
Сложившаяся к началу 30-х гг. в СССР тоталитарная государственная система не могла не отразиться и на школе. Вводились всестороннее централизованное управление и централизованный контроль. Вся деятельность школы, в том числе содержание образования, были подвергнуты унификации и жесткой регламентаци ...