Основными признаками современного урока можно назвать следующие:
1. Урок должен быть направлен на выполнение социального заказа общества.
2. Вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с учетом новейших достижений психологии и педагогики.
3. Наличие многоплановых целей.
4. Постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач.
5. Деятельностный подход в обучении.
6. Изменение соотношения функций учителя и учащихся в учебном процессе.
7. Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их инициативы и творчества.
8. Оптимизация содержания обучения.
9. Комплексный подход к организации учебного процесса.
10. Совершенная структура урока.
11. Соотношение рационального и эмоционального на уроке.
12. Единство формирования знаний, умений и навыков учащихся (практических, умственных, специальных и общих).
13. Вычленение учебных задач и создание на уроке разнообразных учебных ситуаций.
14. Оперативная обратная связь.
15. Высокий, но посильный темп урока.
16. Эмоциональный подъем на уроке.
17. Наличие НОТ учителя и учащихся.
18. Наличие благоприятного психологического микроклимата.
Существуют разные подходы к определению типов учебных занятий. Не останавливаясь подробно на этих подходах, обратим лишь внимание на некоторые вопросы, возникающие при рассмотрении той или иной классификации. Так, в одной из классификаций предлагаются наряду с другими такие типы уроков, как урок самостоятельной работы, урок ТСО (технические средства обучения), урок практической работы. В этой связи возникает вопрос: самостоятельная работа может иметь разные цели и содержание и, соответственно, может быть связана с изучением нового материала, его закреплением, его обобщением и систематизацией, контролем качества состояния образовательной подготовки учащихся, но тогда не теряется ли качественная специфика урока данного типа? Аналогичный вопрос возникает и по поводу урока ТСО и урока практической работы.
Представляется, что необходима такая классификация учебных занятий, которая реально бы отражала образовательные цели и обеспечивала оптимальное построение процесса обучения в связи с изучением той или иной темы.
На наш взгляд, типологию учебных занятий можно построить исходя из известной всем структуры процесса усвоения учащимися знаний.
Напомним содержание каждого звена усвоения и определим задачи учителя, решение которых обеспечивает эффективность учебного процесса.
Восприятие — предполагает отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений, действующих в этот момент на органы чувств.
Восприятие предполагает сосредоточенность внимания учащихся на познавательном объекте. В восприятии важное значение имеет субъектный опыт школьников.
Педагогические задачи учителя:
— актуализировать субъектный опыт учащихся;
— новый материал давать законченными в смысловом отношении частями, блоками;
— в новом материале обратить внимание учащихся на самое главное (выделить главное);
— повторить содержание основного блока.
Осмысление — предполагает понимание учащимися изучаемого содержания учебного материала.
В процессе осмысления устанавливаются разнообразные связи между ранее изученным материалом и новым, выясняются причины изучаемых событий, мотивы отдельных поступков литературных героев и др.
Педагогические задачи учителя:
— проанализировать с учащимися воспринятое;
— выделить алгоритм — строгую логическую последовательность действий в определении сути изучаемого;
— дать возможность учащимся сформулировать существенные признаки нового самостоятельно, с учетом ориентации на определенные содержательные признаки;
— содействовать развитию у школьников умения анализировать, синтезировать, сравнивать, выделять главное в познавательных объектах;
— осуществить рефлексию познавательных действий школьников.
Запоминание — предполагает сохранение знаний в памяти учащихся.
Известно, что можно понять то или иное явление, но через некоторое время уже испытывать затруднения в его объяснении. Поэтому так необходимо запоминание.
— выявить индивидуальные способы запоминания учащимися информации.
Применение — предполагает овладение школьниками умениями применять знания на практике.
Педагогические задачи учителя:
Актуально о образовании:
Внеклассная работа по математике как средство развития
познавательного интереса
Отношение учащихся к тому или иному предмету определяется различными факторами: индивидуальными особенностями личности, особенностями самого предмета, методикой его преподавания. По отношению к математике всегда имеются некоторые категории учащихся, проявляющие повышенный интерес к ней; занимающиес ...
Подходы к музыкальному развитию в отечественной психологии
Постановка этой проблемы в отечественной педагогике и психологии принципиально отлична. Как по своей социальной целенаправленности, так и по диалектико-материалистическому пониманию процессов развития личности ребенка. В процессе приобретения ребенком социального музыкального опыта выявляются и раз ...
Работа по оформлению документации
Наряду с работой с учениками, родителями, учителями-предметниками и с общественностью, классный руководитель ведет психолого-педагогическую документацию. Работа классного руководителя начинается с изучения коллектива класса. Для этого он исследует различные методики. После того как классный руковод ...