На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующем плану:
1) уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;
2) выделение звука на фоне слога, слова, определение мес. та отрабатываемого звука.
На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Большое место отводится развитию фонематического анализа и синтеза.
Цели, задачи, организация констатирующего эксперимента
Цель констатирующего эксперимента: провести диагностику состояния звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Задачи констатирующего эксперимента:
1. Определить основные критерии состояния звукопроизношения у детей с ЗПР.
2. Подобрать методики диагностики состояния звукопроизношения у детей с ЗПР.
2. С помощью подобранных методик провести диагностику состояния звукопроизношения детей с ЗПР и выявить характер нарушения произношения звуков.
Характеристика экспериментальной группы. Эмпирическое исследование проводилось нами в течение 2011-2012 гг на базе МДОУ №32 г. Ярославля. Экспериментальная группа включала 7 человек детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, имеющих нарушения звукопроизношения. Средний возраст обследуемых составил 6,33 года. Характер задержки психического развития обследуемых (заключение психоневролога и ПМПК): соматогенного происхождения (5 чел.), церебрально-органического генеза (2 чел.). На момент проведения контрольного эксперимента все дети наряду с ЗПР обнаруживали физическую ослабленность, сочетающуюся с нарушениями состояния нервной системы (неврозоподобные состояния 4 чел., вегетососудистая дистония 2 чел., невротические состояния 1 чел.).
Таблица 1. Список детей экспериментальной группы
№ |
Фамилия, имя ребенка |
Дата рождения |
Краткая педагогическая характеристика |
1 |
Ваня О. |
14.09. 2005 |
Медлительный, инертный, на занятиях мало активен |
2 |
Катя М. |
12.10. 2005 |
Пассивная, замкнутая, с трудом вступает в контакт, на занятиях мало активна |
3 |
Арина О. |
03.04. 2005 |
Гиперактивная, неусидчивая. На занятиях часто отвлекается |
4 |
Савелий Р. |
19.01. 2005 |
Пассивный, замкнутый, с трудом вступает в контакт, на занятиях мало активен |
5 |
Костя Р. |
12.04. 2005 |
Гиперактивный, неусидчивый, на занятиях часто отвлекается |
6 |
Света С. |
28.06. 2005 |
Медлительная, инертная, на занятиях мало активна |
7 |
Алина И. |
22.07. 2005 |
Очень медлительная, пассивная. На занятиях мало активна |
Основные критерии обследования состояния звукопроизношения у детей с ЗПР. В первой главе мы выяснили, что разнообразие и сложность структуры речевого дефекта у дошкольников с ЗПР определяется особенностями их познавательной деятельности, недостаточностью развития аналитико-синтетических функций, неоднозначным взаимодействием сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи, а также наличием неврологической симптоматики. Основные принципы и методы обследования речи детей с ЗПР разработаны Е.Ф. Архиповой, Р.И.Лалаевой, Г.В.Фадиной Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Р.Е. Левиной. Учитывая особенности симптоматики и механизмов нарушений звукопроизношения у дошкольников с ЗПР, выделяют следующие основные компоненты состояния звукопроизношения и направления коррекционного воздействия:
Актуально о образовании:
Возможности использования различных методов работы при развитии творческих
способностей учеников 5-9 классов на уроках по культурологическим дисциплинам
Методика работы по развитию творческих способностей на уроке может базироваться на двух основных условиях. Если профессиональный опыт педагога и учебная программа позволяют, это может быть создание целого урока или комплекса уроков, направленных на формирование творческого потенциала личности каждо ...
Российское образование при Екатерине II
Екатерина внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени. За основу брался гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения: он исходил "из уважения к правам и свободе личности" и устранял "из педа ...
Д.И. Менделеев о средней общеобразовательной школе
Д.И. Менделеев полагал, что главная задача среднего образования - это развитие личности учеников, сознательного отношения к окружающему, трудолюбия, наблюдательности, способности к обсуждению важных вопросов. Он был сторонником строго продуманного плана обучения в средней школе и требовал определен ...