Логопедические технологии по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Новое о образовании » Логопедические технологии по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Страница 11

Результаты обследования речеслухового восприятия и фонематических функций

Диаграмма 2. Профиль обследования речеслухового восприятия и фонематических функций (средние значения), баллы

Исследование показало, что у некоторых детей трудности начинаются уже на I ступени, при дифференциации неречевых звуков (Алина И., Костя Р.). Дифференциация неречевых звуков свидетельствует о состоянии слухового внимания и является предпосылкой формирования фонематического слуха. Знакомые звуки, часто встречающиеся в быту, на занятиях, различаются детьми лучше, чем звуки, воспринимаемые впервые или малознакомые. При исследовании различения слов близких по звуковому составу (шляпа - сляпа - хляпа - шляпа и т.п.) дети представляют неоднородную группу. Нарушения отмечаются у всех, но проявляются в разной степени выраженности. Задания, выполненные с ошибками, многими детьми самостоятельно не исправляются. Часто ошибки детьми не замечаются. Все дети испытывают выраженные трудности при дифференциации слогов и фонем. Только после нескольких попыток (2-4) детям удается дифференцировать гласный из ряда других гласных звуков. При дифференциации слогов с оппозиционными согласными: звонкие - глухие, твердые - мягкие - все дети оказываются несостоятельными. При исследовании дифференциации слогов и фонем у одной трети детей выявлены нарушения слухоречевой памяти.

Трудности возникают не только при дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, но и при различении более контрастных звуков.

Результаты обследования звукопроизношения

Диаграмма 3. Профиль обследования звукопроизношения (средние значения), баллы

При обследовании состояния звукопроизношения дети экспериментальной группы показали наличие следующих дефектов.

В картине нарушений звукопроизношения большое место занимают смешения звуков. Наиболее распространенными оказались смешения свистящих и шипящих звуков (с-ш, з-ж, с-ч, с-щ), а также сонорных (р-л).

У Кати М., Савелия Р. выявлено искаженное произношение звуков, преимущественно межзубное произношение свистящих, а также увулярное и велярное произношение звука р. У Алины И., Кости Р. обнаружились стойкие замены одного звука другим звуком (р-л, л-ль, л-в, ш-с, ж-з). Наблюдалось и отсутствие звуков. Так, у Алины И. в речи отсутствуют звуки з (с - заменитель), ц (т - заменитель), (J) (заменитель – л); звуки ш, ж, щ смешивает в речи. У Кати М. в речи отсутствуют звуки ц (его заменитель звук т) и ч (заменяет мягким ть), р (его заменитель л), звуки ш, с, щ смешивает в речи. У Савелия Р. отсутствуют звуки ц (т его заменитель), ч (заменяет мягким ть), ж (з его заменитель), б (п заменитель), в (ф заменитель). У Кости Р. отсутствуют звуки з и ц (с - заменитель), р (л – заменитель), г (к – заменитель). У Светы С. в речи отсутствуют звуки ц и з (заменяются с), г (заменяется к) и звук л (заменяет мягким ль или (J)). Арина О. звуки ц и д заменяет на т, р заменяет на л и смешивает звуки ш, ж, щ. Ваня О. звуки ц и з заменяет на с, звук г заменяет на к.

При анализе результатов фонематического теста обнаружили затруднения при дифференциации слов, в состав которых входит звук, отсутствующий в речи, со словами со звуком- заместителем Не меньшую трудность представляла дифференциация звуков смешиваемых в речи, здесь также наблюдалось большое количество ошибок.

Результаты анализа общего уровня развития звукопроизношения

После обработки результатов диагностики по каждой из методик мы подсчитали условный общий уровень развития звукопроизношения. В целом по итогам констатирующего эксперимента 71,5% детей показали низкий уровень развития звукопроизношения (1,13 – 1,84 баллов), 28,5% детей обнаружили уровень ниже среднего (2,05 – 2,27 баллов) (см. Диаграмму 4).

Диаграмма 4. Общий уровень развития звукопроизношения, %

Цели, задачи, организация формирующего эксперимента

Цель формирующего этапа – разработка коррекционной программы формирования звукопроизношения у дошкольников с ЗПР и апробирование ее на экспериментальной группе детей.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Актуально о образовании:

Особенности самостоятельности младших школьников
В младшем школьном возрасте можно успешно формировать исследуемое качество, опираясь на характерные особенности психики младшего школьника. Психологами отмечается активное стремление ребенка к самостоятельности, проявляющейся в психологической готовности к самостоятельным действиям. У младших школь ...

Рациональная организация личного труда руководителя ДОУ – условие повышения его эффективности
П.И. Третьяков отмечает, что важным направлением совершенствования управления является рациональная организация труда на всех уровнях. Исследования подтверждают, что в любом учреждении около 90% всех действий и служебных отношений поддаются относительной стандартизации и нормированию. Цель рационал ...

Приемы активизации внимания
Прием неожиданности строится на иллюстрировании рассказа относящейся к теме необычной информацией. Например, знаменитый американский изобретатель Томас Эдисон как-то признался своим гостям, жалующимся на тяжело открывавшуюся калитку к дому, что каждый из них при этом закачивает в бак 20 л воды. При ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru