Система коррекционно-развивающих занятий включала проведение индивидуальных и групповых занятий в экспериментальной группе детей. Эти занятия были успешно включены в образовательный процесс и не влияли на общий режим дня детей. По результатам обучающей методики был проведен контрольный эксперимент и подведены итоги исследования.
Коррекционно-развивающая методика по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Цели и задачи методики
Основополагающими методическими документами, используемыми в коррекционной логопедической работе с детьми с ЗПР, являются пособия Р.Н.Лалаевой, С.Г.Шевченко, Е.Ф.Архиповой, П.Д.Лебедевой, Е.С.Слепович и др. На основе программ и методических рекомендаций указанных авторов, с целью активизации процесса подготовки к школе детей с ФФНР нами были разработаны коррекционно-развивающие занятия, направленные на формирование речевой готовности к школьному обучению детей с ФФНР.
При составлении коррекционно-развивающих занятий мы ставили следующие задачи коррекционного воздействия:
1) Развитие артикуляторной моторики (формирование кинестетической и кинетической организации двигательного акта).
2) Развитие речеслухового восприятия и фонематических функций (развитие восприятия и дифференциации звуков; фонематического анализа и синтеза).
3) Коррекция нарушений звукопроизношения.
Учитывая особенности симптоматики и механизмов нарушений звукопроизношения у дошкольников с ЗПР, и в соответствии с методическими рекомендациями специалистов мы выделили следующие стадии коррекционной работы:
I (предварительная) стадия коррекции нарушений звукопроизношения
На предварительной стадии коррекционная работа проводится по следующим направлениям:
1) развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти;
2) развитие ручной и речевой моторики;
3) развитие зрительно-пространственных функций;
4) формирование временных представлений;
5) развитие ритма;
6) формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.
Указанные направления коррекционной работы проводятся и на других стадиях, но на более сложных заданиях, в структуре других задач и содержания коррекционного обучения.
II стадия коррекции нарушений звукопроизношения
Основным содержанием этой стадии является уточнение артикуляторного и акустического образа, выделение из речевого потока правильно произносимых звуков.
На этой стадии логопедическая работа проводится в следующих направлениях:
1) развитие артикуляторной моторики;
2) развитие элементарных форм фонематического анализа и синтеза;
3) уточнение артикуляторного и акустического образа правильно произносимых звуков.
Выделенные направления логопедической работы реализуются параллельно. Так, на каждом занятии проводится развитие артикуляторнои моторики, элементарных форм фонематического анализа, уточнение акустического и артикуляторного образа звука.
III стадия — коррекция нарушенных звуков речи
В соответствии с традиционной методикой коррекции нарушений звукопроизношения на этой стадии ставятся задачи постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи.
Методические рекомендации к организации и содержанию коррекционных занятий
Общие принципы организации коррекционно-педагогической работы с детьми в диагностико-коррекционных группах должны определяться в зависимости не только от наиболее характерных особенностей проявления пониженной обучаемости у детей с ЗПР, но и от общих особенностей их психического развития, а также состояния здоровья, условий жизни и развития в семье.
Отбор содержания детской деятельности производится в соответствии с требованиями государственной программы, предъявляемыми к выпускникам подготовительных к школе групп в дошкольном учреждении; используются в основном традиционные педагогические пути, методы и средства. В то же время общая система педагогического воздействия на детей, работа с ними по расширению, углублению, уточнению их представлений о ближайшем окружении (людях, их труде, общественных событиях, предметах, животных, растениях, явлениях природы, а также некоторых закономерных связях и отношениях между ними), формированию навыков и умений определяется в каждый конкретный момент в соответствии с уровнем их психического развития.
Актуально о образовании:
Сущность и содержание исправления осужденных
Действующий ныне Уголовно-исполнительный кодекс РФ (1996) и ведомственные нормативные акты, регламентирующие деятельность пенитенциарных учреждений, не содержат определения понятия «исправление осужденных», а среди ученых продолжаются дискуссии о содержании и пределах изменений в личности лиц, отбы ...
Понятие межличностных отношений в группах и коллективах
Субъективно переживаемое, личностно значимое, эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия носят название межличностных отношений. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений. Их важнейшая специфическая че ...
Проблема ошибочности устной и письменной речи школьников
В подростковом возрасте происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться логическая память. Вследствие появления в школе многих новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую должен запоминать подросток, в том числе механиче ...