Работа над синонимами используется в начальной школе чаще всего в связи с изучением отдельных частей и проводится лишь тогда, когда включается в школьные учебники.
Сама тема «имя прилагательное» является очень интересной и благодатной, особенно в плане развития речи учащихся.
Целью формирующего эксперимента является:
- формирование навыка сознательного владения учащимися синонимическими именами прилагательными;
- обогащение активного словарного запаса школьников синонимами имен прилагательных;
- расширение кругозора и развитие интеллектуально-речевых, коммуникативных умений. В ходе работы по формированию навыка учащимися синонимичными именами прилагательными мы решили несколько конкретных методических задач:
- учить детей отличать, находить в речи слова близкие по лексическому значению;
- выбирать из синонимического ряда такое прилагательное, которое наиболее точно соответствует коммуникативной задаче контекста;
- осуществлять градацию синонимов – расположение по возрастающей или убывающей степени какого-либо признака;
- учить детей составлять синонимические ряды имен прилагательных;
- учить детей работать со словарем синонимов, в том числе и для самоконтроля;
- упражнять учеников в использовании синонимов прилагательных в собственной устной и письменной речи для более точного выражения мысли избегать тавтологических ошибок.
На этапе формирующего эксперимента нами в течение 2-х четвертей проведены следующие виды упражнений:
выбор и группировка слов из предложений, близких по значению;
подбор синонимов к данному слову;
замена синонима в предложении;
расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-то признака (градация синонимов);
упражнение на предупреждение тавтологии в устных и письменных высказываниях детей (показ образцов неграмотных в этом смысле текстов);
упражнение со словариком синонимов на:
- определение значения слова;
- установление синонимического ряда;
- сравнение слов по значению;
- установление сочетаемости слов с синонимами;
Основной (формирующий) эксперимент направлен на формирование навыка по использованию синонимичных имен прилагательных, выбор из предложений слов и составление синонимических рядов имен прилагательных.
В этом эксперименте предлагается система упражнений и заданий творческого характера, которые способствуют формированию лексических умений. Общая схема последовательности, состоит в соответствии с тематическим планированием, следующая:
Формирующий эксперимент состоял из трех этапов: ориентировочный, исполнительный и контрольный.
Ориентировочный этап состоял из системы уроков, цель которых была следующая: дать понятие об имени прилагательном как части речи, научить распознавать их в тексте, углубить знания учащихся о синонимичных прилагательных, развить умение их употреблять.
Тема урока |
Упражнения по учебнику |
Занимательные задания |
Имя прилагательное |
Упр. 270. Прочитайте. Озаглавьте текст. Вставьте подходящие по смыслу прилагательные и напишите текст. По … тропинке поднимаются люди. За спиной у них … рюкзаки, в руках – молотки на … рукоятках. Это пробираются геологи. Они ищут в земле … ископаемые. Вот один человек остановился, ударил по скале … молотком, отколол кусок камня. Он внимательно рассмотрел его и убрал в мешок. Слова для справок: длинных, горной, полезные, тяжелые, острым. |
Задание № 1. Найдите синонимы. Цель: выявить уровень сформированности лексического умения учащихся различать слова близкие по смыслу. Форма проведения: групповая. |
Правописание родовых окончаний имен прилагательных (повторение) |
Упр. 271. Измените по родам прилагательные глубокий и веселый. Напишите словосочетания. Выделите окончания прилагательных. Глубокий океан, … река, …озеро, веселый праздник, … песня, … настроение. Подберите два словосочетания, которые состоят из прилагательного и существительного. Определите род прилагательных. |
Задание № 2 Цель: развивать интерес к предмету, умение быстро, безошибочно находить слова близкие по смыслу. Форма проведения: групповая. |
Склонение имен прилагательных |
Упр. 276. Подберите к существительным прилагательные. Напишите словосочетания. Обозначьте род, выделите |
Задание № 3 Подберите нужные синонимы. Цель: развивать умение правильно подбирать нужные |
окончание прилагательных. Подъемный (м.р.) кран, … знамя, … сказка, … здание, … музыка, … картина, … солнце, … дерево. Докажите, что вы правильно написали окончания прилагательных. |
слова-синонимы. Форма проведения: индивидуальная | |
Определение падежей имен прилагательных |
Упр. 283. Напишите по памяти. Снежок порхает, кружится, на улице бело. И превратились лужицы в прозрачное стекло. Определите род и падеж прилагательного, выделите окончание. |
Задание № 4 Подберите к прилагательному синоним. Цель: развивать умения правильно подбирать слова-синонимы. Форма проведения: групповая |
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных |
Упр. 287. Напишите по памяти. Укажите стрелкой связь прилагательного с существительным, определите род и падеж. На заборах, на крылечке все блестит и все бело! Нет свободного местечка – всюду снега намело. Нарядилась и рябина в белый праздничный наряд. Только гроздья на вершине ярче прежнего горят. |
Задание № 5 Подберите синонимы к выделенным прилагательным. Цель: развивать умения правильно подбирать синонимы, а также развивать память и воображение. Форма проведения: индивидуальная |
Именительный и родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода |
Упр. 292. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите падеж выделенных существительных. В России праздник Нового года ввел Петр I. По его указу первого января 1700 года в Москве налили из пушек, жгли на площ…дях смоляные бочки. М…сквичи укр…шали дома з…мней хвоей. |
Задание № 6 Замени прилагательное, близким по смыслу словом с приставкой. Цель: развивать память, внимание и умение правильно заменять прилагательные, близким по смыслу словом с приставкой. Форма проведения: групповая. |
Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода |
Упр. 295. Напишите существительные и прилагательные в родительном падеже. Выделите окончания. Приехал из ближнего (м.р.) села (р.п.), остановился у (высокое здание), приготовил для (любимый дедушка), сделал для (классный альбом), начало (веселый праздник), на улицах (большой город), на опушке (сосновый бор). |
Задание № 7 Заполни таблицу близкими по смыслу словами. Цель: развивать умения быстро и правильно находить синонимы. Форма проведения: групповая. |
Дательный падеж имен прилагательных |
Упр. 302. Напишите существительные и прилагательные в дательном падеже, выделите окончания. Памятник великому (д.п.) поэту (д.п.), рады (Новый год), подарили (маленький |
Задание № 8 Словесное рисование. Цель: развивать умения правильно употреблять слова-синонимы, развивать воображение, память. |
братишка), ехали по (широкое поле), подъехали к (красивый дом), подлетел к (открытое окно), написали (любимый писатель), плыли по (глубокое озеро). |
Форма проведения: индивидуальная. | |
Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода |
Упр. 308. Спишите, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Укажите падеж. Любовались веселым (т.п.) праздником (т.п.), писали о весел… празднике, строили на прав… берегу, кружился над прав… берегом, рассказал о хорош… человеке, встретился с хорош… человеком, читал о смел… поступке, восхищался смел… поступком. |
Задание № 9 Составь синонимический ряд, отвечая на вопросы. Цель: развивать умения правильно отвечать на вопросы и из слов синонимов составить синонимические ряды. Форма проведения: групповая. |
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода - |
Упр. 315. Напишите слова в нужном падеже. Выделите окончания прилагательных. Составьте предложения с одним из сочетаний слов. Читали о смелой девочке, катались с (высокая гора), подъехали к (новая школа), спросила у (старшая сестра), сделали из (красная тон- |
Задание № 10 Заполни кроссворд. Цель: развивать быстроту распознавания слов, близких по смыслу. Форма проведения: групповая. |
кая бумага), рассказал о (веселая спортивная игра), написали про (интересная встреча), приехали (из соседняя деревня), говорили о (книжная выставка), любовались (березовая роща), вошли в (огромная темная пещера). | ||
Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода |
Упр. 327. Вставьте в каждую пословицу подходящее по смыслу прилагательное. Выделите окончания прилагательных. За доброе дело берись смело: сам не осилишь, помогут. Без добрых дел не будет и … имени. Нет … земли, есть плохие хозяева. Не одежда красит человека, а … дела. У человека должно быть доброе сердце, а у дерева - … корень. Слова для справок: плохой, добрые, хороший, доброго. |
Задание № 11 Составьте словосочетания. Цель: развивать умения правильно подбирать подходящие слова к именам прилагательным. Форма проведения: индивидуальная. |
Различие безударных окончаний имен прилагательных |
Упр. 333. Допишите подходящее по смыслу существительное мужского рода. Спишите, вставляя пропу- |
Задание № 12 Подберите синонимы с удвоенными согласными. |
мужского и женского рода |
щенные окончания. Укажите падеж прилагательных, выделите окончания. Какой? Интересный журнал, деревянн . …, космическ… …, свеж… …, солнечн… …, подъемн… …; О чудесн… музык…, к низеньк… березк…, по широк… дорог…, из прочн… ткан…, до ближн… деревн…, на елов… ветк…, на бел… скатерт…. |
Цель: развивать умения правильно и быстро находить синонимы, а также развивать память и воображение. Форма проведения: групповая. |
Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода |
Упр. 340. Прочитайте. Напишите по памяти. Выделите окончания прилагательных, укажите род и падеж. Встает заря во мгле холодной; На нивах шум работ умолк; Со своей волчихою голодной Выходит на дорогу волк. |
Задание № 13 Напиши синонимы. Цель: развивать умения быстро и правильно подбирать синонимы к именам прилагательным. Форма проведения: групповая. |
Склонение имен прилагательных во множественном числе |
Упр. 344. Прочитайте. У прилагательных единственного числа определите род и падеж, а у множественного числа падеж. |
Задание № 14 Игра «Лото» Цель: развивать быстроту в распознавании синонимов, а также память, внимание, |
Выделите окончания. Зимнее утро Под голубыми небесами, Великолепными коврами, Блестя на солнце, Снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Найдите в тексте слово с двумя проверяемыми безударными гласными в корне. Напишите еще два слова на это правило. |
воображение. Форма проведения: групповая. | |
Именительный и винительный падежи множественного числа имен прилагательных |
Упр. 347. Спишите. В каждом предложении подчеркните главные члены. Укажите падеж прилагательных. Выделите окончания. Весной на поля выйдут мощные тракторы. На заводах рабочие собирают мощные тракторы. Летом заколосятся густые всходы ржи и пшеницы. Агроном внимательно осмотрел густые всходы ржи и пшеницы. |
Задание № 15 Запиши словосочетания. Цель: развивать умения правильно определять подходящие по смыслу, а так же развивать память и воображение. Форма проведения: индивидуальная. |
Родительный и предложный падежи множественного числа имен прилагательных |
Упр. 350. Просклоняйте словосочетания: веселые песни, яркие звезды. Выделите окончания прилагательных в родительном и предложном падежах. Сделайте вывод. |
Задание № 16 Подберите синонимы, вторые буквы в которых уже проставлены. Цель: развивать быстроту быстро распознавать данный, нужный синоним. Форма проведения: групповая. |
Дательный и творительный падежи множественного числа имен прилагательных |
Упр. 354. Спишите, изменяя падеж слов, которые даны в скобках. Обозначьте падеж, выделите окончания. Заниматься (важные дела), разговаривали со (старшие школьники), подъехали к (высокие сосны), наблюдали за (шумные синицы), любовались (белые лебеди), рисовали (цветные карандаши), летели над (широкие поля). |
Задание № 17 Подбери слова, близкие по значению, составь рассказ. Цель: развивать умения правильно и быстро подбирать слова, близкие по значению, и употреблять их. Форма проведения: индивидуальная. |
Повторение изученного об имени прилагательном |
Упр. 359. Подберите к именам существительным подходящие по смыслу прилагательные и напишите словосочетания. Укажите род. Прозрачное стекло (ср.р.), … дом, … книга, … загадка, |
Задание № 18 Имя прилагательное замени близким по смыслу. Напиши словосочетания. Цель: развивать умения правильно заменять слова близким по смыслу словом и учить составлять из слов - |
… утро, … щавель, … мед, … солнце. Какого рода прилагательные вы употребили? Почему? |
словосочетания. Форма проведения: индивидуальная. |
Актуально о образовании:
Младший школьник и его положение в системе личных взаимоотношений
Положение человека характеризуется, прежде всего, теми общественными функциями, которые он выполняет, его социальными ролями. При этом каждый из нас выполняет не одну, а несколько ролей, различных в разных системах отношений. Но не всегда ее легко определить с достаточной точностью. Если в специаль ...
Уроки
химии в 10-х классах с элементами самостоятельной работы
10 «А» класс состоит из 25 человек, из них 14 девочек и 11 мальчиков. Средний балл успеваемости по химии в этом классе – 3 – 4 (по 5-балльной системе). В этом классе занимаются учащиеся с низким и средним уровнем развития, т.е. класс не специализирован по химии. Учащиеся этого класса не способны вы ...
Методы
обучения самостоятельной работе учащихся на уроке
Учащиеся окружающий их объективный мир не исследуют, а лишь изучают на основе уже имеющихся в их распоряжении научных данных – изучают в систематизированном и обобщенном виде. Учащиеся непосредственно соприкасаются далеко не со всеми изучаемыми ими веществами и явлениями, а лишь с теми, которые их ...