Логопедические технологии по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Новое о образовании » Логопедические технологии по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Страница 9

- состояние артикуляторной моторики (формирование кинестетической и кинетической организации двигательного акта);

- состояние речеслухового восприятия и фонематических функций (развитие восприятия и дифференциации звуков; фонематического анализа и синтеза);

- состояние звукопроизношения.

Методики диагностики каждого из компонентов рассмотрены в следующем параграфе.

Методики констатирующего эксперимента

Диагностика состояния артикуляторной моторики

Для оценки состояния артикуляционной и мимической моторики детей мы использовали методику Е.Ф.Архиповой.

При исследовании функций органов артикуляции проводится анализ по следующим позициям:

- состояние мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония);

- возможность осуществления непроизвольных и произвольных движений (кинетическая, кинестетическая диспраксия, апраксия);

- качество артикуляционных и мимических движений (точность, ритмичность, амплитуда, сила мышечного сокращения, время фиксации артикуляционного уклада, количество правильно выполненных движений, переключаемость с одного движения на другое и др.).

В программу обследования артикуляционной и мимической моторики входят:

- обследование кинестетического орального (артикуляционного) праксиса;

- обследование кинетического орального праксиса;

- обследование динамической координации артикуляционных движений;

- обследование мимической мускулатуры;

- обследование мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики.

Содержание методики приводится в Приложении № 1.

Диагностика состояния речеслухового восприятия и фонематических функций

Процесс овладения правильным звукопроизношением осуществляется на основе тесного взаимодействия сенсорных и моторных функций, обеспечивающих единство речевой системы. С одной стороны, правильное усвоение звуковой стороны речи во многом определяется развитием перцептивного и фонематического уровня восприятия. С другой стороны, в ходе развития речи слуховой анализатор испытывает влияние со стороны речедвигательного: ребенок слышит и воспринимает звуки в соответствии с тем, как он их произносит. Звуки, которые ребенок правильно произносит, лучше различаются на слух, и наоборот. Таким образом, для правильного формирования звуковой стороны речи ребенок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляторный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произносимые звуки в своей и чужой речи.

Для диагностики фонематического слуха у детей экспериментальной группы мы использовали методику Е.Ф.Архиповой. Предлагаемая Е.Ф.Архиповой система обследования фонематического слуха включает традиционные для логопедической практики приемы для оценки речи детей. Система носит тестовый характер, процедура ее проведения и система балльной оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представлять картину дефекта и определить степень выраженности нарушения фонематического слуха. В дальнейшем система удобна для прослеживания динамики развития фонематического слуха ребенка и эффективности коррекционного воздействия.

Система была модифицирована нами для обследования детей с ЗПР. Она состояла из ряда адаптированных и сокращенных проб для обследования предпосылок формирования фонематического слуха и самого фонематического слуха у детей с ЗПР. Система включает следующие пробы:

1) узнавание неречевых звуков;

2) различение слов, близких по звуковому составу;

3) дифференциация слогов;

4) навыки элементарного звукового анализа.

Содержание методики приводится в Приложении № 2.

Диагностика состояния звукопроизношения

Обследование состояния звукопроизношения проводится по общепринятой в логопедии методике, опубликованной в работах Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Р.Е. Левиной. При изучении состояния звукопроизношения определяется количество нарушенных звуков, какие фонетические группы нарушены, характер нарушения произношения звуков (искажение, отсутствие, замена, смешение) в различных фонетических условиях:

- при изолированном произношении;

- в слогах - прямых, обратных, со стечением согласных;

- в словах (исследуемый звук находится в разных позициях по отношению к началу, концу и середине слова);

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Актуально о образовании:

Сравнение эффективности проведения уроков по модульной технологии в 8 "В" классе СОШ №12 с успеваемостью класса по четвертям в 2010–2011 учебном году
Для того чтобы выявить эффективность уроков, проводимых по модульной технологии, надо сравнить процент качества знаний при использовании модульной технологии с процентом качества знаний класса по четвертям. Ранее уроки проводились в классической форме, ученики мало времени работали самостоятельно: ...

Дети подготовительной к школе группы
На занятиях по математике закреплять навыки прямого и обратного счета в пределах десяти, счет на слух, по осязанию, отсчитывание предметов в соответствии с указанным числом из большего количества (с открытыми глазами и с закрытыми). Называть смежные числа к названному числу, называть последующее и ...

Мотивационная основа учебной деятельности
При рассмотрении учебной деятельности были обозначены проблемы ее целостности, структурирования, управления ею, проблема структурирования процесса обучения. Чтобы решить их, необходимо выяснить механизм взаимодействия учителя и учащегося, механизм структурирования учебной деятельности. При определе ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru