В первом случае
и
,
или
,
.
Во втором случае
;
;
;
.
С точки зрения выбора статистики критерия, в первой задаче исходим из того, что генеральные средние неизвестны, а во второй – известны. К числу других признаков относятся: сведения о
в генеральной совокупности (известно, неизвестно;
или
) и объеме испытаний (
или
;
или
). Заменяя в записи
выборочными средними
, приведем наиболее часто используемые при проверке однородности двух совокупностей статистики критериев. Если
известно, то применяется статистика
. (1)
Критическое значение находится из таблицы Приложения по величине
.
Гипотеза
принимается, если
. Формула (1) применима и в том случае, если
неизвестно, но обеспечена равная точность измерений
и
. При малом числе испытаний
и неизвестном значении
используется статистика
-критерия:
,
. (2)
Когда
,
,
, применяется статистика
. (3)
При меньшем числе испытаний и
используется статистика
,
. (4)
Число степеней свободы определяется из условия
. Этот вариант соответствует случаю, когда испытания проводятся в различных условиях или различными приборами (методами).
Из приведенных зависимостей видно, что для проверки гипотез о средних необходимо предварительно проверить стабильность условий испытаний (гипотезы о дисперсиях).
При проверке гипотез
, если значение
известно, вместо формулы (1) применяется
,
а если сведения о
отсутствуют, то
,
. (5)
Вопросы для самопроверки к разделу 4
Опишите общую процедуру принятия решений?
Что такое статистика критерия?
Как происходит проверка гипотезы о параметрах?
Актуально о образовании:
Методика работы с техническими средствами обучения
Технические средства обучения (ТСО) – это совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. Под техническими средствами обучения также понимают различные технические устройст ...
Новый подход к содержанию образования
Каким будет наше российское образование завтра? На каких принципах должно строится образование сегодня? Вот вопросы, на которые хотел бы получить ответ любой здравомыслящий человек нашего общества. Ответы на эти вопросы можно найти в статьях наших ученых, которые рассматривают новые подходы к содер ...
Модульная технология
Модульное обучение зародилось в конце второй мировой войны в ответ на обострившиеся социально-экономические нужды, когда были крайне необходимы системы обучения профессиональным умениям в относительно короткий период. Были детально изучены индустриальные задачи и разработаны инструкции по их теорет ...