Связь и различие эстетического и художественного воспитания и образования

Новое о образовании » Художественное развитие личности в системе культуры: филогенетический и онтогенетический аспекты » Связь и различие эстетического и художественного воспитания и образования

Страница 2

окружающей действительности. Эстетическое отношение выявляет специфически человеческую потребность в духовной радости, которая реализуется в процессе чувственного восприятия и оценивания «реалий мира».

Объективной основой эстетического отношения становится духовность формы, ибо «эстетическая ценность формы определяется не какими-либо ее собственными структурными свойствами, которые описывает и изучает математика, а отношением формы к воплощаемому ею, выражаемому ею содержанию».

Эстетическое отношение к миру - экологически валидная характеристика человека. В основе его (отношения) лежат всеобщие свойства человеческого восприятия, детерминированные нейронной организацией человеческого мозга. Таким образом, к моменту поступления в школу ребенок психологически готов к процессу развития его эстетического отношения к миру, воспитания его эстетического вкуса.

Современные школьные здания представлены в виде своеобразных мегаполисов, способных вместить до двух тысяч обучающихся деформирует личность. Такое здание школы неэстетично в целом, оно входит в противоречие с природой человека, деформирует личность. Они упускают индивидуальное развитие каждого учащегося, и какое влияние Школа, как второй Дом, оказывает на него, учитывая, что в период обучения, ребенок проводит большую часть времени в школе.

Утилитарная ориентированность культуры индустриального общества вызвала к жизни следующую установку школе: «Образование должно соответствовать уровню развития современной науки, отвечать запросам научно-технического прогресса, обеспечивать народное хозяйство квалифицированными кадрами». Если человек - цель, то задачей школы является развитие сущностных сил личности, если - средство («квалифицированный кадр»), то задача образования определена целью - соответствовать уровню современной науки и отвечать запросам научно- технического прогресса. Соответственно выстраивается и структура учебного плана. Познание направлено прежде всего на знание теоретических основ науки и ничего не познают о человеке и совсем ничего о «Я» человека.

Таким образом, создание условий для развития сущностных сил личности в процессе вхождения ребенка в мир культуры предполагает освоение им всех видов человеческой деятельности. По убеждению известного психолога В.Петровского, главные образующие личности - воображение и основанное на нем творчество. Отсутствие образующих человеческой личности в современной школе приводит и к унифицированию личности, и к деформации самого познания. И, видимо не случайно в современной школе угрожающие масштабы приобретает девальвация ценности познания, как проявления духовной потребности человека.

Когда эстетическое начало пронизывает деятельность человека, сама эта деятельность наполняется радостью и удовольствием. В современной школе знания не являются личностно значимыми для школьников, т. е. не имеют эстетической ценности, а потому отторгаются от личности, находятся вне сферы ее духовных потребностей.

Жесткая регламентация изучаемых предметов, их иерархичность детерминированы логикой научного познания, а не логикой развития личности. Такой учебный план неэстетичен и сохранение его в школе не позволит создать в ней эстетическую среду. Структура учебного плана должна соответствовать видам человеческой деятельности, с одной стороны, и ведущему виду на том или ином этапе возрастного развития ребенка, с другой. Построенный таким образом учебный план школы приобретет форму, изоморфную видовой структуре человеческой деятельности и соотнесенную с процессом формирования личности, развития ее сущностных сил. Эстетичную форму обретет и деятельность учителя. В современной школе учитель, прежде всего - предметник и ориентирован на то, «чтобы транслировать знания, а не на то, чтобы оценивать результаты влияния этих знаний на развитие ребенка». Неумение руководить творческой деятельностью учащихся или жестко регламентированный учебный план, не позволяет учителям создавать свой вариант процесса обучения.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Основные понятия и термины фенологии
Объект наблюдения - это конкретные виды растений и животных, а также элементы неживой природы, претерпевающие в течение года циклические изменения, т.е. элементы климата (температура воздуха, атмосферные осадки), водоемы (реки, озера, пруды, прибрежные участки моря). Сезонное явление - это состояни ...

Формирование лексической системности
Речь является основным системообразующим фактором процесса познания. Посредством вербализации приобретаемый опыт структурируется в единое смысловое пространство. Г.А. Ванюхина пишет, что «семантическое поле принимает, классифицирует и отправляет в коммуникативный мир осознанную и обозначенную слово ...

Исследование межличностных отношений младших школьников
Задачами нашего исследования являются: 4. Осуществление теоретического понятия «межличностные отношения». 5. Изучение межличностных отношений как фактора личностного развития младшего школьника. 6. Выявление социометрического статуса младших школьников. Диагностировать структуру межличностных взаим ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru