Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи сразу можно определить уровень мышления говорящего, а также уровень его интеллектуального развития.
Развитие речи является одним из принципов построения программы по русскому языку для начальных классов. В программе записано: «Основной целью, которая определяет направление всего процесса обучения русскому языку, является развитие устной и письменной речи школьников».
Развивая речь ребенка, мы развиваем и его интеллект. Только через развитие речи становление и совершенствование мышления, воображения, представления, высших эмоций. Поэтому развитие речи осуществляется как на уроках обучения грамоте, так и на уроках грамматики, чтения. Оно неотделимо от любой языковой работы учителя с детьми.
Работа по развитию речи многогранна. Обогащение словаря младших школьников является одним из направлений в развитии речи. Богатый словарный запас – это важнейшая предпосылка, не только обеспечивающая школьнику развитие речи, но и создающая условия для лучшего усвоения всех разделов науки о языке.
В системе словарной работы достигается количественное увеличение словарного запаса, а также его активизация, успешно формируются орфографические и стилистические навыки.
Пассивный словарный запас младших школьников растет достаточно равномерно. Ежедневно он обогащается четырьмя-пятью новыми понятиями, словами и словосочетаниями, оборотами речи, синтаксическими конструкциями. Однако активный словарь детей растет медленно. Исследователи речи детей (Люблинская, Обухов, Немов, Петровский) отмечают, то словарь учащихся начальных классов не оправданно беден. Они часто повторяют одни и те же слова в своей речи, слабо владеют синонимикой, не умеют дифференцировать отбор лексики при конструировании текста.
Повторяемость одних и тех же слов (тавтология) в устных и письменных связных высказываниях учащихся очень высока. Тавтология – серьезный и частотный недостаток детской речи.
Тавтологические ошибки бывают разных видов. Это может быть повторение однокоренных слов рядов: случился случай, молодой молодец, белоснежный снежок. Неверные сочетания изоязычных корней: автоматическая авторучка, моя библиография.
Причина тавтологических ошибок:
1. Недостаточный словарный запас детей: или им не хватает нужных слов для выражения мыслей, хотя часто в пассивном словаре ученика могут быть необходимые слова, но их своевременно не вспоминает. Русский физиолог И.П. Павлов объяснял это таким образом: «Если вы имеете для определения одного и того же предмета несколько слов, у вас есть тенденция повторять то слово, которое вы только что написали или произнесли. Это происходит потому, что тонус этого слова выше, и он индуцирован»;
2. У младших школьников слабо развито критическое отношение к словесному оформлению своих мыслей, отсутствует контроль за выбором слов. Ученик не может правильно распределять свое внимание между предметом высказывания и словесным оформлением мысли. Он не замечает в своем тексте повторяющихся слов.
Для ликвидации тавтологических ошибок необходимо вести систематическую и целенаправленную работу, которая должна входить в общую систему работы по культуре речи учащихся.
Это постоянное обогащение словарного запаса учащихся, проведение лексической подготовки к устному и письменному высказыванию, специальные упражнения на нахождение и устранение повторяющихся слов в тексте, на составление связных текстов с использованием контекстуальных синонимов.
Актуально о образовании:
Анализ современных программ по обучению детей 7 лет иностранному языку
Проблема обучения иностранному языку и ознакомление детей с культурой другой страны обсуждается не впервые. В истории этой проблемы можно заметить спады и подъёмы. Такой подъём был в начале 60-х – середине 70-х годов. В это время в нашей стране и за рубежом появились пособия по обучению иностранным ...
Заключение или как использовать конфликт
Благодаря существующим установкам на конфликт как отрицательное явлении большинство людей считает, что они не могут ими управлять и стараются их избежать, когда это возможно. Но конфликт плохо поддается коррекции, когда он уже приобрел разрушительную силу. Это нужно знать, и менеджеры и служащие до ...
Понятие метапредметности в современном образовании
Образование – это главный ресурс развития общества. Выдвинутая на мировом уровне стратегия – “образование на протяжении всей жизни человека”. Самоопределение и саморазвитие человека осмысляются как самые эффективные жизненные стратегии. Умение учиться становится одним из главных условий успешного ж ...