Для отечественной педагогической мысли характерна постановка проблемы формирования и развития эстетического потенциала личности. Уже в 1890 году русский педагог В.П.Острогорский в "Письмах об эстетическом воспитании" обращал, внимание на то, что в школе необходимо не только формально развивать ум учащегося и обогащать его знаниями, но и воспитывать чувства и воображение: только эстетическое воспитание способно сделать человека счастливым, так как "эстетическое отношение к самому себе, природе, людям, искусству, обществу и создают в человеке особый духовный мир с самим собой". В материалах по реформе средней школы, разработанной в 1915 году, один из разделов был посвящен эстетическому воспитанию, понимаемому авторами концепции широко. По их мнению, эстетическое начало должно пронизывать всю жизнь школы, начиная с устройства классных помещений и всего пространства школы, но наиболее полно эстетическое воспитание в школе осуществимо на уроках рисования, лепки, музыки, то есть - предметах художественного цикла. А правильная постановка преподавания истории, словесности, физического воспитания требует включения таких форм работ, которые способствовали бы воспитанию эстетического вкуса учащихся.
Позднее, в концепции эстетического воспитания, изложенной в Примерной программе Единой трудовой политехнической общеобразовательной школы России, в центре находится художественное образование, но «разведения» двух типов образования не происходит.
В 60-е годы при президиуме АПН СССР создается Научный совет по проблемам эстетического воспитания, но вопросы, решаемые советом, прежде всего связаны с художественным образованием. Так постепенно происходила синонимизация понятий «эстетическое» и «художественное», дошедшая в наши дни в сознании руководителей школы, учителей, учеников и их родителей до полного взаимоотождествления. Так эстетика стала самосознанием художественного творчества, а в дальнейшем и философией искусства. Причины особой связи эстетики и искусства в том, что: «Эстетика как форма научного знания имеет дело с особой ситуацией: непереводимостью чувства в понятие, переживания в слово». Но в искусстве «интуитивно-чувственное «схвачено» в образе, и так может быть предъявлено для последующего теоретического обсуждения. Поэтому эстетика всегда предпочитает иметь дело с искусством». И не случайно сами произведения искусства часто воплощали эстетическую рефлексию, «ибо размышления на эстетические темы являются самосознанием художественной деятельности».
Итак, широко расстилаясь в культуре, «пространство эстетического» наиболее тесно переплетается с «пространством художественным». И, естественно, подобное «перекрещивание» эстетического и художественного не могло не проявиться в теории воспитания, в виде неразличения самих понятий «эстетического» и «художественного» вплоть до их полного взаимоотождествления. Но в XX столетии происходит постепенное расширение предмета эстетики. Прежде всего, было осознано универсальное значение красоты, которая становится не только эстетической категорией, но и психологической, и экономической, и этической, и гносеологической.
Кроме того, «выяснилось, что «эстетосфера» не сводится к одной только красоте, но охватывает широкий спектр ценностных свойств реального мира». Не только эстетические ценности: «прекрасное», «возвышенное», но и эстетические антиценности: «безобразное», «низменное», «пошлое» подвергаются научной рефлексии. Поучительно и изменение эстетической оценки гармонии (считавшейся идеалом в античности, классицизме, Возрождении и Просвещении) и хаоса, красота и мрачное величие которого было осознанно в культуре барокко, Романтизма. Модернизма, а в синергетической теории И. Пригожина «хаос был «реабилитирован» наукой, увидевшей в нем . закономерный момент эволюции сложных систем.
Культура грядущего столетия требует новой стратегии взаимоотношения человека с миром. Одной из составляющих этой стратегии является эстетическое отношение к
Актуально о образовании:
Методика формирования естественнонаучных умений в
процессе обучения физики
Формирование естественнонаучных умений включает рассмотрение разнообразных видов работы учащихся по физике, способствующих формированию комплексного применения знаний и умений по другим естественнонаучным дисциплинам. Универсальным средством обучения, способствующим реализации задач по формированию ...
Д.И. Менделеев о народном образовании
Он постоянно проводил мысль, что школа – это громадная сила, определяющая судьбы народов и государств, считал, что без расширения народного просвещения невозможно и само развитие России. В статьях и речах о состоянии и развитии образования в России Д. И. Менделеев высказывал следующие принципиальны ...
Обучение и воспитание детей
со сложным дефектом
К детям со сложным дефектом относятся дети, имеющие аномалии развития сенсорных функций (зрения, слуха) в сочетании с интеллектуальной недостаточностью (умственная отсталость, олигофрения). В настоящее время выделяются группы детей со сложным дефектом: - умственно отсталые глухие или слабослышащие; ...