Человек является одной из сложнейших систем мироздания. Сложность его детерминирована сопряжением биологического, социального и культурного начал, которые вне человека в «чистом» виде чаще противопоставляются, нежели взаимодействуют. Человеку дана лишь возможность стать человеком, подлинную человеческую сущность каждый индивид обретает в процессе целенаправленной деятельности окружающих (и его самого), способствующей его социализации и культурации.
Очеловечивание человека есть педагогическая деятельность в широком смысле слова. Отсутствие у человека, в отличие от животных, генетически наследуемой программы поведения обусловило необходимость появления на начальной стадии культурогенеза социального института «Учитель. Функция системы «Учитель» заключалась не только в «хранении» культурного наследия, но и в его передаче каждому новому поколению.
Человек и творит культуру, и творим ею. Творит в процессе деятельности, видовое строение которой детерминирует развитие соответствующих культурных потребностей, способностей, умений, необходимых и достаточных механизмов осуществления деятельности. Создаваемые человеком предметы культуры, обретая «собственное бытие», становятся объективированными субъектами, несущими человеческий смысл и человеческое содержание. В процессе культурации человечество «изобрело» соответствующие «технологии», способствующие формированию и развитию культурных потребностей, культурных способностей, культурных умений индивида: воспитание, научение, образование.
Воспитание является древнейшим культурным механизмом посредством которого происходит приобщение человека к Роду человеческому. Используется в более расширительном толковании - «выращивать» и указывающее на связь с процессами рождения, питания, роста, имеет, на наш взгляд, глубокий смысл и выявляет сущность современного значения понятия «воспитание». Именно воспитание, как «питание» индивида духовной «пищей», обусловливает рождение и взращивание подлинно человеческого в человеке.
Так, воспитание - это формирование системы ценностей человека, с ее специфическим содержанием и иерархической структурой. И в этом его принципиальное отличие и «от образования как процесса передачи знаний, и от научения как способа передачи умений».
Основная функция воспитания, как культурной «технологии», - формирование у индивида ценностного отношения, развитие ценностного сознания, обретение им ценностной ориентации посредством выстраивания ценностной иерархии. Отсюда один и тот же предмет («носитель ценности») может иметь (и имеет) разную ценность для разных людей. Вырабатывая ценностные ориентиры, человек обретает личностные смыслы своей деятельности.
Художественные ценности вырабатываются в результате общения индивида с искусством, а нравственные - в общении со значимыми другими и собственных нравственных поисков; эстетические ценности не могут быть выработаны в антиэстетической среде, а социально-политические - вне участия в общественной жизни и т. д., и т. п.
Человек проявляет свои субъектные качества, если он активен, если его активность носит сознательный характер, если он, выбирая цель и средства своей деятельности свободен в этом выборе. Только наличие свободного выбора позволяет оценивать действия человека с нравственных позиций, а отсутствие такового лишает его (человека) субъектности и возможности нравственного развития. Свобода выбора не позволяет поведению человека быть полностью предсказуемым.
Это положение должно быть основной методологической установкой деятельности учителя в школе. Лишая своих подопечных возможности свободно выбирать цель и средства деятельности, учитель низводит ребенка с позиции субъекта на позицию объекта, которым можно управлять и манипулировать, но нельзя воспитывать, ибо объект не способен вырабатывать ценностные ориентации. Это не означает, что в реальной школьной жизни ребенок всегда должен оставаться на позиции субъекта, это лишь означает то, что, во-первых, приобщаться к ценностям человечества может только субъект, и, во вторых, - в школе должны диалектически взаимодействовать ситуации, в которых ребенок и субъект своего действия, и объект воздействия взрослого.
Духовное общение - идеальная модель воспитательного процесса. Оно предполагает принципиальное равенство общающихся, которые являются собеседниками, соучастниками общего дела. В общении человек активен, ибо затрагиваются все «этажи» его психики: интеллектуальная и эмоциональная сферы действуют слаженно и взаимодополнительно. Кроме того, в общении необходима работа такого творческого механизма психики, как интуиция, общение невозможно без проявления эмпатии и симпатии. Подлинный смысл общения - необходимое условие формирования и сохранения человека. Поэтому в общении происходит увеличение, обогащение, расширение исходной информации.
Школа является одним из важнейших социальных институтов приобщения ребенка к миру ценностей культуры. И, несомненно, что в школе должны быть представлены все типы общения, выработанные в ходе кулътурогенеза: материально-практический, духовно-информационный, практически-духовный. Выстраивание иерархии потребностей - одна из задач воспитания. Но, как известно, потребности формируются и развиваются в процессе деятельности. Материально-практическое общение развивает социальные потребности, ибо в процессе его осознается необходимость взаимодействия с другим человеком, возникает специальная установка к готовности согласования своего поведения с поведением партнера, проявляющаяся в стремлении к сотрудничеству, содружеству, соратничеству и развивается способность взаимопонимания. К сожалению, в современной школе общение, как вид деятельности ученика, оказалось на периферии школьной жизни.
Воспитание, как культурная технология, возникает в глубокой древности. В первобытном обществе оно не выделяется в отдельную форму педагогического воздействия и осуществляется преимущественно в процессе включения детей в конкретные виды деятельности. Община являлась совокупным воспитателем, все дети воспитывались одинаково, различие определялось лишь их полом: мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности, а девочек - к женским.
В онтогенезе воспитание, с одной стороны, изоморфно филогенезу, с другой - детерминировано самим ходом онтогенетического развития. Общая закономерность заключается в том, что на ранних этапах онтогенеза воспитатель преимущественно опирается на внешние воздействия, силу авторитета. При этом ребенок с готовностью принимает нормы, обладающие ценностью для него как образцы взрослого поведения, потому, что они исходят от значимых других. Так, на ранней стадии онтогенеза формируется потребность ребенка в общении, и развиваются такие психологические механизмы как симпатия, эмпатия, сопереживание; зарождается способность любить. Начало школьной жизни связано с формированием потребности трудиться и, соответственно, с осознанием ценности знаний, добытых собственным трудом. В период полового созревания вырабатывается ценностное самоосознание подростка, определения им смысла своего существования. В этом периоде развития потребность в самовоспитании, проективно обозначенная в детстве, становится способностью к саморефлексии, самоформированию, самостроительству личности.
Окончание школы или вуза знаменует наступление нового этапа онтогенеза, в котором внутренние силы личности определяют направленность ее развития. Внешние силы могут лишь корректировать «траекторию» жизненного пути, но не определять ее.
Как и воспитание, научение - древнейшая культурная технология. Процесс научения всегда индивидуален, «он требует всемерного учета личностных свойств, установок, структуры способностей, характера сознания, свободной активности воли обучающегося». Научение всегда происходит в общении и порою настолько тесно связано с воспитанием, что по существу становиться единым нерасчлененным процессом.
В процессе научения необходимо соблюдение «золотого правила воспитания»: ребенку надо сначала дать возможность сориентироваться, осознать, понять, а затем он сам начинает действовать. Таким образом, научение требует создания условий, при которых сам ребенок активно заинтересован обучаться у взрослого, т. е., проявлять себя субъектом деятельности.
Самой «молодой» культурной технологией является образование. Понятие «образование» имеет широкий спектр обозначений. Цели и задачи образования, детерминированные потребностью культуры в том или ином типе личности, определяют педагогическую интерпретацию данного понятия. В современном философском словаре образование определяется как «процесс и результат усвоения человеком навыков, умений и теоретических знаний». В 80-е годы (в период бурного процесса перестройки школы) в организационно-деятельностных играх на образовательные темы были рождены новые определения понятия:
- «Образование - это обучение, создающее целостный образ мира и себя как части мира».
- «Образование - это обучение способностям понимать, развивать себя».
Обратим внимание, что в этих определениях «образование» и «обучение» являются синонимами, что подчеркивает основную функцию образования как культурной технологии передачи знаний подрастающим поколениям.
Понятие «образование» в отличие от понятия «воспитание» долгое время не применялось в педагогике, Первым, сделавшим слово «образование» устойчивым педагогическим термином, был Песталоцци.
Существенные особенности наук, изучающих каждую грань человеческого бытия - естественных, общественных и культурологических, - постигающих человека в его целостности - гуманитарных, - отвечающих потребности человечества в познании закономерностей, общих для всех форм бытия - философия, математика - обусловили в каждой группе наук и специфику познавательных процессов.
Научные знания, будучи по природе своей объективно-истинными, обращены к безличному адресату и предлагаются для усвоения императивно, в отличие, например, от восприятия художественных произведений. Одним (но не единственным) из определяющих условий усвоения научных знаний является степень подготовленности ученика к восприятию данного научного текста. Передача научных знаний может осуществляться и без участия учителя, с помощью технических средств обучения. В психике усваивающего научную информацию активно работает механизм абстрактно-логического мышления.
Между тем, как было сказано ранее, процесс усвоения знаний разных групп наук имеет свои особенности. Гуманитарные знания, обращенные к познанию-пониманию человеческой индивидуальности как целостного единства в человеке общего, особенного и единичного, требуют и особого метода их. Предмет гуманитарных наук, в отличие от предмета естественных наук, не поддается объяснению, а только пониманию. Гуманитарные тексты требуют не только их изучения, но и интерпретации.
Как известно, в современной системе школьного образования преобладают предметы естественно-математического цикла. При этом остается за «скобками» учебного процесса личность учащегося, не исследуется проблема развития его познавательных потребностей.
Урок - основная единица учебного процесса - имеет структуру монолога. В современном уроке нет синтеза, ибо вопросы, задаваемые учителем, как правило, имеют единственно верный ответ, и цель урока - не поиск истины (истину знает учитель), а узнавание и запоминание правильных ответов. Своеобразно оценивается и мастерство учителя, сводимое лишь к искусному владению репродуктивной дидактикой.
Между тем, известно, что воспринимая что-либо, человек не копирует, не калькирует воспринимаемое, а интерпретирует его. Естественно, что «зона» интерпретации может быть различной. Таким образом, усвоение учащимися знаний преимущественно вне общения деформирует процесс познавательной деятельности. Исследователи отмечают, что в современной школе развитие интеллектуальных умений и навыков только у 50% учащихся старших классов достигает уровня, гарантирующего им высоко успешную интеллектуальную и учебную деятельность.
Восприятие информации будет полно и точно интерпретировано лишь тогда, когда эта информация приобретает личностный смысл, личностную значимость для воспринимающего. Таким образом, и образование как процесс приобретения учащимися знаний должно осуществляться в школе преимущественно в структуре диалога.
«Путь» к «понимающему знанию», к искусству интерпретации, к диалогу, как всеобщему смыслу школьной жизни, лежит формирование и развитие навыка интерпретации; восприятие произведений искусства невозможно без вчувствования, эмпатии, общения. И, наконец, именно художественная деятельность ребенка способствует раскрытию и расцвету всех его дарований, в том числе и математических способностей.
Таким образом, доминирование предметов естественно-математического цикла в учебном плане современных школ приводит к деформации познавательной деятельности учащихся. К тому же, главная проблема современной школы - многопредметностъ и обширность изучаемого теоретического материала - вовсе не решает проблемы информированности учащихся, которая по отдельным видам научных находится на низком уровне.
Педагогический процесс, превратившийся в процесс трансляции имеющейся информации, теряет свой истинный смысл приобщения человека к миру культуры. Школа становится производством, работающим на достижение чисто количественных показателей. Возвращение истинного смысла педагогической деятельности должно изменить качество образования в культуре грядущего столетия. Тем самым образование, как культурная «технология» обретет истинную функцию очеловечивания человека.
Актуально о образовании:
Особенности содержания и методики
В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления: · Гуманно-личностный подход к ребенку. · Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. · Концепция воспитания. · Педагогизация окружающей среды. Гуманно-личностный подход Гуманно-личностный подход ставит в центр образовательной системы ...
Начало образования на Руси
На Руси учебные заведения именовались училищами: слово школа вошло в обиход начиная с XIV века. Уже в первой половине XI века нам известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. Содержание образования, как и в учебных заведениях Запада, ...
Организация условий проведения педагогического исследования
Для педагогического исследования огромное значение имеет организация условий его проведения. Необходимо учитывать то обстоятельство, что исследователь имеет дело с детьми, поэтому одним из основных требований к нему является «не навреди». Отсюда следует необходимость тщательного обдумывания всех во ...