Связь и различие эстетического и художественного воспитания и образования

Новое о образовании » Художественное развитие личности в системе культуры: филогенетический и онтогенетический аспекты » Связь и различие эстетического и художественного воспитания и образования

Страница 3

При эстетической структуре учебного плана учитель, основываясь на них, выбирая нужную для данного конкретного случая систему обучения, может разработать множество вариантов процесса обучения, в которых будут учитываться индивидуальные особенности ребенка.

Таким образом, игнорируются объективные закономерности формирования личности, ее сущностные силы не развиваются в полном объеме, а процесс учебной деятельности не обретает эстетичную форму.

Организация познавательной деятельности учащихся в школе отразит в целом историю познания человечества - от всеобщего синкретизма на начальном этапе развития научной мысли, к дифференциации научных знаний, начиная с Нового времени, и интеграции - требовании культуры грядущего столетия. Так в целом проявится изоморфность онтогенеза и филогенеза. Форма организации процесса познания станет эстетичной, если она будет выстроена в логике развития познания человечества и человека.

Эстетическое воспитание в общеобразовательной школе, ставящее своей целью воспитание эстетического отношения к действительности, должно осуществляться повсеместно.

Если целью эстетического воспитания в школе является формирование у учащихся эстетического отношения к действительности, то цель художественного воспитания - приобщить ребенка к миру художественной культуры, передать ему способы и средства овладения этой культурой, развить его художественно-творческий потенциал, воспитать в нем потребность в постоянном общении с искусством в разных его видах, формах, жанрах.

Восприятие искусства - сложный процесс, разные стороны которого связаны так прочно, так глубоко обусловливают друг друга, что неразличимы в сознании воспринимающего субъекта. Сложность художественного восприятия детерминирована спецификой художественной информации, которая лежит за пределами непосредственного отражения. Таким образом художественное восприятие имеет две непременные стороны: перцептивную и интеллектуальную, где первая определяется задачами второй и подчиняется ей.

В восприятии научного текста интеллектуальная сторона настолько заслоняет перцептивную, что ею можно пренебречь. В художественном же восприятии индивидуальные особенности перцепции влияют на результаты интеллектуального постижения.

Восприятие формируется в результате практики и опыта: мы не можем воспринимать прежде, чем научимся воспринимать. Об этом, например, свидетельствуют данные о поведении мальчика, найденного охотниками в 1799 году в лесах Аверона на юге Франции, который жил там один и идеально адаптировался к образу жизни животных. Его восприятие окружающей действительности было своеобразным: «При малейшем треске ветки или звуке разгрызаемого орешка он подскакивал, тогда как хлопанье дверью не вызывало у него ни малейшей реакции». Таким образом, мальчик слышал то, чему был обучен и не воспринимал незнакомые ему звуки. Аналогичны данные и по зрительному восприятию. Так, восприятие слепорожденных в первые дни после удаления катаракты лишено всякого смысла, «а знакомые предметы они узнавали только на ощупь». Более того, окончательное суждение о предмете они выносили не по всей совокупности признаков.

Но если восприятие окружающей действительности связано с созданием ее образов в сознании воспринимающего субъекта, то в восприятии художественного произведения возникает свой художественный образ, имеющий сложные детерминанты, как со стороны художника, так и со стороны реципиента.

Понятие «художественный образ» выявляет особый тип образности и признается наиболее точным определением структуры искусства. В содержании художественного образа синкретически сплавлены познание, ценностное осмысление, проектирование и интенция. Художественный образ рождается в воображении художника, воплощается в произведении искусства, воспринимается при активной работе воображения читателя-зрителя-слушателя. Художественные языки имеют целый ряд специфических особенностей: знаки художественных языков не столько значения, сколько выразительно-смысловые возможности, обладающие известной направленностью. В каждом художественном произведении знак художественного языка выявлен в своей уникальности. Особенности знаков художественного языка обусловливают и отсутствие словарей искусства, а путь овладения их выразительно-смысловыми возможностями ассоциативен. Процесс постижения смыслов художественного произведения детерминирован широтой и многообразием ассоциативных связей психики воспринимающего субъекта.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Обучение детей дошкольного возраста упорядочиванию предметов по величине
Обучение детей дошкольного возраста упорядочиванию предметов по величине имеет очень большое значение, т.к. четкое представление о величинах есть основа многих математических представлений. Сериационный ряд представляет собой последовательный ряд предметов, который обладает общими признаками и общи ...

Формирование самостоятельности у младших школьников
Целью формирующего этапа экспериментального исследования было с помощью специально подобранных форм, средств, путей и методов сформировать у младших школьников самостоятельность. Работа осуществлялась в несколько этапов. Основы методики воспитательной работы с младшими школьниками предполагают разу ...

Сравнительная характеристика лексической стороны речи детей 5 – 6 лет со стертой дизартрией и без речевых нарушений
Сравнительный анализ итогов диагностики детей экспериментальной и контрольной групп показал, что имеются как количественные, так и качественные различия в развитии лексической стороны речи у детей со стертой дизартрией и детей без речевых нарушений. Уровень лексического развития у детей без патолог ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru