Включение младших школьников в систему дополнительного образования

Новое о образовании » Воспитательная работа с младшими школьниками в учреждениях дополнительного образования » Включение младших школьников в систему дополнительного образования

Детям школьного возраста свойственна учебная и внеучебная деятельности. Внеучебная деятельность школьников обладает едиными закономерностями построения и протекания с любыми видами деятельности. Основной отличительной особенностью внеучебной деятельности является ее осуществление в свободное от учебных занятий и приготовления домашних заданий время, в соответствии с их личными желаниями. Как органическое звено образовательно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования, внеучебная деятельность выступает одновременно как объект педагогического внимания и явление в значительной степени саморегулируемое.

Процесс активного участия младших школьников в различных видах внеучебной деятельности (познавательной, трудовой, художественной, спортивной и др.) происходит в рамках внешкольных объединений - организационно-структурных подразделений УДО (кружках, секциях, студиях, клубах, обществах).

Реализация воспитательных возможностей внеучебной деятельности школьников глубоко исследованы в трудах философов, психологов, педагогов А.С.Макаренко, П.П. Блонского, А.У.Зеленко, П.Ф.Лесгафта, С.Т. Шацкого, В.С. Сороки-Росинского.

Существующие психолого-педагогические воззрения на роль и значение деятельности в развитии и становлении личности являются основой для выявления резервов внеучебной деятельности младших школьников в учреждении дополнительного образования.

Внеучебная деятельность внешкольного объединения чрезвычайно ценна не только многообразием предметного содержания, но и направлениями освоения социального опыта: познавательная деятельность, исполнительская деятельность, творческая деятельность, развитие эмоционально-ценностных отношений. Это обилие предоставленных возможностей чрезвычайно благосклонно влияет на поведение выбирающего (определяющегося) школьника. Он активно включается в поиск, подчиняясь своим побуждениям.

Во внеучебной деятельности внешкольных объединений, где все "на равных" очень часто приходится шлифовать искусство общения, временно отодвигая собственное "я" на второй план. Здесь формируются умение понимать других и заводить новые контакты, умение слушать и не быть бесцеремонным, умение поддерживать отношения с людьми разного возраста, круга, не робея и не избегая общения.

Исследователи процесса общения утверждают, что гений общения проявляется в том, что человек имеет одинаково хорошие взаимоотношения с людьми разного возраста, пола и социального статуса. Внешкольные объединения предоставляют такую возможность: упражнения и поддержания контактов со сверстниками, со взрослыми (педагогами и не педагогами), с младшими и старшими школьниками, девочками и мальчиками. Возможность выбора сферы деятельности для углубленного развития своих способностей в ней школьник получает благодаря открытости внешкольных объединений, позволяющих широкое знакомство с разным предметным содержанием существующих в учреждении направлений.

На практике применяются различные способы привлечения, приобщения и закрепления заинтересовавшихся школьников в коллективах, педагогический и социальный фон которых совпадает с целями самосовершенствования личности. Таким образом, происходит взаимосвязь "субъект-саморазвитие".

Особенность воспитания в дополнительном образовании проявляется:

- в содержании - реализация дополнительных образовательных программ по различным видам деятельности, представляющим интерес для детей и их родителей;

- в формах организации - добровольные детские объединения в форме кружков, студий, школ, клубов, ансамблей, театров, секции, научные общества и др;

- в применяемых методах - в дополнительном образовании основным методом является метод развивающего общения;

- в сроках осуществления - ребенок сам определяет продолжительность своего образовательного маршрута;

- в уровне взаимоотношений - детей и педагогов: взаимоотношения сотрудничества, сотворчества, ребенок субъект собственного самопознания, саморазвития, самореализации;

- в направленности реализации - интегрируя все виды предметно практической деятельности, выбираемые детьми, воспитание направлено на формирование социально активной личности;

Воспитание младших школьников в дополнительном образовании является процессом формирования отношения ребенка к самому себе, к окружающему миру, к своему месту в этом мире, к своей роли в жизни этого мира, так как дополнительному образованию присуще отношение к воспитанию как к процессу формирования установок, мотивационной культуры личности.


Актуально о образовании:

Периодизация с точки зрения ведущих видов деятельности
Осознание значимости детства в процессе становления личности приходит довольно поздно. Открытие личности в эпоху Возрождения лишь спустя два столетия приводит к поискам ее истоков, к постановке проблемы ее формирования и развития. Новая наука - детская психология появляется в конце XIX столетия, и ...

Планирование имитационных экспериментов
Целью имитационных экспериментов является, возможно, более глубокое изучение моделируемых систем при ограниченных затратах. С этой целью необходимо планировать и проектировать не только модель системы, но и процесс проведения экспериментов с ней. В практике имитационных исследований наиболее распро ...

Роль педагога - дефектолога
Работа педагога – дефектолога и логопеда занимает исключительно важное место в лечебно - коррекционной работе по реабилитации и реабилитации детей с поражениями нервной системы. Тот и другой специалисты развивают интеллект, речь и другие психические процессы ребенка. Эта работа сочетается с другими ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru