Возможности начального обучения в развитии творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения

Новое о образовании » Творческая активность на уроках литературы » Возможности начального обучения в развитии творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения

Страница 3

Таким образом, мы не только заинтересовываем детей, но в самом начале урока включаем их в разнообразные виды творческой деятельности поискового характера. Вместе с тем активизируем ряд интеллектуальных качеств, внимание, интуицию, мышление, речь и т.д. Проделанная пред первичным чтением произведения такого рода работа помогает настроить детей на полноценное, более глубокое восприятие текста, быстрое и адекватное вхождение в образную ткань текста. Данные виды работ используются на уроках литературного чтения до чтения текста.

Теперь перейдем к рассмотрению возможностей в развитии творческой активности в процессе работы с текстом во время чтения.

Дети могут самостоятельно прочитать текст про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения по заглавию текста (по иллюстрации, по ключевым словам и т.д.). А могут читать вслух по небольшим абзацам с комментариями. По ходу чтения учитель задает уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращает детей к их предположениям. На данном этапе дети могут поспорить, придумать вопросы по прочитанному, озаглавить отрывок. Такие задания развивают процессы целеобразования.

После первичного чтения задается уточняющий вопрос на понимание содержания в целом. Результатом понимания может быть самостоятельное озаглавливание частей текста. Помимо основных вопросов учащимся предлагается выполнить ряд заданий творческого характера:

- Придумай свое начало (конец) текста.

- Какой рисунок ты бы нарисовал?

- Какую музыку услышал?

- Какие настроения автора вы почувствовали?

Такие задания развивают у детей целеполагание.

После первичного чтения идет повторное чтение текста с соответствующей интонацией. Здесь можно использовать все виды драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, жестов. Перед такой работой проводится анализ поступков героев, дается характеристика действующим лицам, дети учатся сравнивать, обобщать. Например: "Как петух лису обманул", латышская сказка.

-Найдите и зачитайте, какой был петух. Пусть ваше воображение "дорисует" образ петуха. Расскажите, каким представляете петуха. А лису?

- Почему старуха прогнала петуха?

- Как петух добился того, чтобы лиса начала браниться с мужиком? Как он поддразнивает лису? Прочитайте.

- Как же петух одурачил лису?

- А на кого обижается лиса?

- Какая лисья повадка нашла объяснение в этой сказке?

- Что необычного в образе лисы в сказке "Как петух лису обманул?"

Повторное чтение можно организовать, активизируя деятельность детей. Здесь уместны такие упражнения:

1) Чтение отрывка с поочередным произношением слов нормально и наоборот. Пришла зима. Пришла амиз.

Наряду с развитием интереса к процессу чтения, это упражнение способствует развитию речедвигательной системы, направлено на быстрое восприятие текста.

2) Чтение отрывка в перевернутом виде.

("Путешествие по перевернутому миру").

Страница учебника переворачивается на 180 вверх ногами. Это упражнение вместе с навыками чтения направлено на развитие языковой интуиции.

3) Чтение отрывка через слово.

4) Чтение отрывка с повторным произношением некоторых слов. Условия прочтения специально оговариваются: каждое 2, каждое 3 и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Лингвометодические условия формирования умения дифференцировать синонимы имен прилагательных
Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи сразу можно определить уровень мышления говорящего, а также уровень его интеллектуального развития. Развитие речи является одним из принципов построения программы по русскому языку для начальных классов. В программе зап ...

Работа над лексико-грамматическим материалом
В восьмом классе в текстах для чтения впервые начинает появляться новый лексический материал, возникает и необходимость в умении использовать анализ для понимания отдельных слов без помощи словаря. Но пока это еще единичные случаи. Тем не менее, чтобы учащиеся могли справиться с ними, им приходится ...

Понятие детской агрессивности
Проблема отклонения в поведении - одна из центральных социально-педагогических проблем. Девиантное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается как результат социопатогенеза, идущих под влиянием различных целенаправленных, организованных и стихийных, а так же неор ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru