Это необходимые качества для усвоения знаний, но из них не формируются познавательные интересы и самостоятельность мышления, способность искать и находить новые решения.
Поэтому, наряду с репродуктивными заданиями необходимо предусматривать продуктивные, направленные на развитие творческой активности учащихся. Продуктивные задания направлены на развитие творческого воображения, мышления, фантазии и т.д. В творческое мышление входят такие процессы, как целеобразование, планирование, нестандартный анализ, сравнение, обобщение, контроль и оценка. Данные процессы очень важны в творческой деятельности.
Программа "Чтение и начальное литературное образование" (1-4) (авторы Р.Н. Бунеев и Е.В. Бунеева) носит синтетический характер, что выражается в ее главных задачах – обучить детей навыкам чтения вслух и про себя, элементам литературного анализа, навыкам самостоятельного творчества. Через литературу ученик вводится в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.
Но практика свидетельствует, что многие ценные в художественном отношении произведения изучаются на уроке литературного чтения, не оставляя глубокого следа в сердцах детей. Отчасти это происходит потому, что содержание и виды деятельности учащимся диктуются "сверху", зачастую лишая читательскую деятельность творческой направленности.
Существенное повышает осознанность и творческую активность младших школьников антиципация.
Антиципация – умение предполагать, прогнозировать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации, группе ключевых слов. Создается атмосфера увлекательного поиска на фоне эмоционального подъема и глубокой заинтересованность, "включаются в работу" воображение, фантазия, что позволяет говорить об элементах творчества детей в их учебной деятельности.
На уроках литературного чтения, предусматривающих антиципацию, компонентами учебного творчества выступают:
предвидение и самостоятельное формирование учащимися темы и целей уроков;
высказывание своих предположений о героях, содержании произведения;
предопределение школьниками авторов произведения, предназначенного для изучения, его названия, жанров;
активное участие детей в проведении тех или иных компонентов урока.
Перечисленные виды деятельности осуществляются с помощью ряда приемов. При определении автора произведения применяется прием исключения лишнего слова. Например, на доске пишутся фамилии А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, П.П. Бажов. Детям предлагается задание: "Определите фамилию автора, с произведением которого сегодня познакомимся на уроке. Ее можно исключить из данного перечня". (П.П. Бажов).
С помощью приема группировки слов можно определить не только автора и название произведения, но и его жанр. Например: "Послушайте несколько названий произведений – "Теремок", "Лиса и журавль", "Кот, лиса и петух". Определите жанр произведения, с которым мы будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ.
(Мы будем читать сказку, потому что все названные произведения этого жанра. Их написал русский народ).
Также интересно, с творческим уклоном, можно провести подготовительную работу перед чтением текста. Для этого используется прием чтения ключевых слов.
Актуально о образовании:
Основные проблемы «трудных детей»
«Трудные дети», как и все категории населения, имеют свои специфические проблемы. Эти проблемы многочисленны, они могут носить как общий, так и индивидуальный характер. Основными проблемами «трудных детей», с которыми чаще всего сталкивается социальный работник, являются: недостаток внимания, непон ...
Методика работы с иллюстративным материалом в процессе развития творческого
потенциала учащихся на уроках по культурологическим дисциплинам
Методика развития творческих умений учеников с помощью иллюстративного материала и художественного творчества базируется на визуальном восприятии информации, а также умениях передавать её в помощью рисунка. Создание рисунков, иллюстраций к тексту, комиксов и диафильмов особенно подходят для уроков ...
Понятие «творчество», виды творческих способностей
Развитие детей, это, прежде всего культура, творчество Л.С. Выготский в «Психологии искусств» поставил задачу рассмотрения психического развития творческих процессов. «Всякая функция в творческом развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психическом». ...