Воспитание творческой активности у младших школьников имеет свои черты, обусловленные психологическими и физиологическими особенностями их развития. Исследованиями педагогов и психологов установлено, что творческая деятельность ребенка в различных сферах находится в зависимости от специфики возрастного развития, и в полной мере определяются ею.
Для формирования способности к творчеству существую оптимальные сензитивные периоды. К ним относятся, как показывают исследования (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.З. Зак), ранние школьные годы, т.к. именно в этот период закладывается психологическая основа для творческой деятельности.
Младший школьный возраст – это, прежде всего, период накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, чувствительно-образный характер детского мышления, нерасчлененность творческой и сотворческой деятельности, наивно-игровое отношение ко многому, с чем приходится сталкиваться в окружающей действительности. Более того, у младшего школьника каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной. В этом заключается неповторимое своеобразие данного возраста, выражающееся в особой предрасположенности к творчеству во всех его проявлениях.
Младший школьный возраст особенно благоприятен для начала серьезной и постоянной работы по введению ребенка в мир самостоятельного творчества. В.А. Моляко, учитывая данные науки и практические разработки считает: творчеству можно нужно учить. Универсальных методик такого обучения нет. Руководство развития творческих способностей требует особенных форм общения педагога и воспитанника. Задача этого руководства – в пробуждении собственной творческой активности ребенка.
Творческая активность школьника выражается в открытии субъективно нового, до того неизвестного: нового произведения, нового вида пересказа, новых связей и т.д. Там, где нет этого открытия, нет и творчества. Способность учащихся к созданию чего-либо нового без опоры на образец развивается в деятельности, требующей проявления творчества.
Важную роль в развитии творческой активности и творческого мышления играют учебные задания.
Выделяют репродуктивные задания, которые требуют воспроизведения готовых знаний и методов работы без существенных изменений, и продуктивные, выполнение которых предполагает внесение существенных изменений в структуру усвоенных знаний или требует поиска новых знаний.
Л.С. Выготский говорил: "Творчество – норма детского развития". Однако, принимая активное участие в творческой деятельности, человек может действовать, руководствуясь определенным образом (пассивно-подражательная деятельность), может из многих предложенных вариантов выбрать один из них (активно-подражательная деятельность) и, наконец, может придумать, создать качественно новое (творческая деятельность).
Каждый ученик на определенном этапе способен к какому-то из этих типов деятельности в большей или меньшей степени.
В 1 классе необходима работа, направленная на выполнение репродуктивных заданий, опирающаяся на память учащихся (запомнить буквы, текст, тренировочные упражнения). Выполнение таких заданий формирует у младших школьников исполнительность, привычку делать по образцу.
Актуально о образовании:
Анализ практической апробации разработки
В связи с отсутствием технической реализации Интернет-фестиваля для младших школьников, разработанное содержание апробировалась в бескомпьютерном варианте. В начальной школе № 108 Советского р-на г. Красноярска проектный метод обучения используется только на уроках информатики в ЛогоМирах 2.0. Так, ...
Контроль понимания текста
Как проводить контроль понимания читаемого? Есть несколько способов, и я приведу некоторые из них. 1. Нахождение учащимися в тексте предложений, которые являются ответами на вопросы, предъявленные им до чтения или после чтения. 2. Ответы учащихся с опорой на текст, на вопросы учителя, заданные им д ...
Определение влияния внеурочной деятельности на развитие общения
Основная цель обучения учащихся культуре общения – формирование у них адекватного коммуникативного поведения. Коммуникативное поведение человека – это совокупность норм и традиций общения. Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для ...