С помощью этих упражнений развиваются все перечисленные выше интеллектуальные качества, а также развивается умение планировать свою работу.
Третий этап – работа с текстом после чтения способствует развитию нешаблонного анализа, сравнения, обобщения.
Большое значение в этом имеют словесное рисование и графическое иллюстрирование.
Так, при чтении английской песенки "Кораблик", (2 кл. "Маленькая дверь в большой мир") можно предложить несколько групп упражнений.
1) Первая группа направлена на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное.
- Какие чувства при чтении возникали в вашей душе: изумление, радость, восхищение, восторг, сожаление?
- Найдите в произведении слова, передающие настроение автора.
- Придумайте музыку к этой песне.
2) Вторая группа упражнений направлена на пробуждение воображения и фантазии учеников (словесное рисование).
- Представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, облака, море, кораблик и т.д.?
- Какие звуки повторяются в этой строке и что они "рисуют"? (2 строка).
- Подберите словесную иллюстрацию ко всему произведению или выбранному вами отрывку.
- Какие строки подходят к вашей иллюстрации?
3) Третья группа упражнений направлена на выражение личностного отношения.
- Поделитесь с товарищами своими впечатлениями об услышанном (прочитанном).
- Расскажите о своем отношении к воображаемой картине.
Перспектива дальнейшей работы видится в том, чтобы использовать словесное рисование не только как прием развития речи, но и как прием формирования опыта творческого общения с произведением.
Велико значение графического иллюстрирования в процессе обучения литературному чтению младших школьников. Благодаря рисованию у ребенка развиваются творческое воображение, фантазия, которые являются одной из основ развития творческой активности.
Так при чтении мультипликационной сказки А. Курляндского "Ну, погоди!" даются задания:
- Изобрази волка, зайца. (По желанию).
- Нарисуй эпизоды к диафильму. (По вариантам).
Сочинение сказок, стихов, музыки благотворно влияет на развитие творческой активности учащихся младшего школьного возраста.
Такие задания не только учат наблюдать, развивать любознательность, но и ориентируют школьников на получение нового продукта.
Активизации творческой познавательной деятельности учащихся способствует чтение книг, пересказ от имени другого лица, составление собственных высказываний, написание небольших сочинений. Все это дает возможность учащимся ставить перед собой цель, планировать свою работу, сопоставлять, оценивать, что непосредственно развивает творческое мышление и творческую активность.
При формировании контрольно-оценочного механизма мыслительной деятельности можно поручать взаимопроверку работ друг друга. При этом создаются благоприятные условия для формирования регулирующих механизмов творческой деятельности.
Приведем пример взаимопроверки:
- Прочитайте первую часть сказки поочередно друг другу.
- Покажи свой рисунок соседу, задай по рисунку вопрос. Твой друг должен на него ответить.
Актуально о образовании:
Методы проблемного обучения
Метод обучения представляет собой систему организации взаимодействия преподавателя и учащихся, призванную обеспечивать достижение педагогических целей. В зависимости от целей исследования методы обучения классифицируются в педагогической литературе по различным критериям: по источникам передачи сод ...
Задача трудового воспитания и обучения детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата
Основная задача этого важного раздела работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата – выработка и совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств. Практическая деятельность в её простых видах наиболее понятна и доступна для глубоко фи ...
Особенности воспитательного процесса
В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности. В той части, где формирование личности имеет управля ...