Организация собственной деятельности учащихся на уроке

Страница 5

В целом урок проходит оживленно, заинтересованно. Учитель устанавливает прочную обратную связь с учащимися и «видит» степень усвоения содержания и способов деятельности. Неработающих на уроке обычно нет.

Учащиеся тоже довольны, так как процесс познания не оторван от оценки. В первое время иногда слышится, особенно от нетерпеливых детей: «А меня не спрашивают». Тогда учитель обращается к классу: «А нужно ли всех спрашивать? Ведь мы спрашиваем кого-либо не для оценки, а для того, чтобы выяснить правильность хода ваших мыслей. Очень важно, что оцениваете вы себя сами. И если вы не принимали участие в обсуждении проблемы вслух, то мысленно ведь вы все работали. Если вы мыслили верно, то обязательно это учтете и сами себе за работу в классе поставите соответствующую хорошую оценку. Только обязательно, если додумались, поднимите руку». После подобных высказываний учителя светлеют лица детей.

Так работают учащиеся на операционно-исполнительском этапе, где в основном разрабатывается тот или иной способ деятельности.

Как бы более серьезным «контролером» является последний этап урока – рефлексивно-оценочный. На этом этапе учащиеся должны самостоятельно применить способ деятельности, разработанный на операционно-исполнительском этапе, к нестандартным условиям. Учитель просит каждого работать самостоятельно и только в крайнем случае обращаться за помощью к своим товарищам по группе. Ученик может поднять руку лишь тогда, когда все члены группы справятся с заданием. Учитель соответственно в графе 5 таблицы 1 ставит группам знаки (+) или в редких случаях (-). Если группа получила отрицательную оценку, то ей на помощь подключаются наиболее подготовленные представители других групп. Весь класс работает. Те группы, которые завершили задание, получают более сложные задачи. На этом этапе урока учитель имеет возможность для индивидуальной работы с учащимися.

Таким образом, на этой стадии обучения наряду с конкретно-практическими результатами оценке подлежат те или иные способы деятельности.

Что касается традиционной школьной практики, то в качестве конечной цели деятельности и учителя, и учащиеся подразумевают конкретно-практический результат, а не способ деятельности, который приводит к получению данного результата. При этом в процессе познания ученики не открывают для себя субъективно новый способ деятельности, так как их внимание на способах деятельности не фиксируется.

После того как учитель убедился в том, что все обучаемые усвоили способ деятельности, он совместно с классом выводит итоговые оценки за урок с учетом оценок по домашней работе. Учитель выдвигает соответствующую доску, где в таблице 1 наглядно представлена работа групп, и при активном участии всего класса выводит оценки группам. Отдельно комментирует работу учащихся, сидящих за первой партой. По результатам оценок групп соревнуются параллельные классы. Однако важно, чтобы каждый ученик на уроке получил индивидуальную оценку, поэтому кроме групповой оценки следует ввести выставление индивидуальных оценок в дневники. Учитель обращается к классу: «Каждый из вас лучше других знает, как он работал, как практически помогал другим, как усвоил материал. Обсудите индивидуальные оценки в группах, соразмерьте свои оценки с оценками группы». Через некоторое время продолжает: «Встаньте те, кто решил поставить себе оценки «5», «3». Остальные, значит, «4»? Поставьте оценки в дневники». При необходимости учитель делает замечания по поводу кажущегося ему завышения или занижения оценок. Ориентирует учащихся на то, что о справедливости поставленных ими оценок будут свидетельствовать результаты выполнения домашнего задания, которые могут внести поправки и в оценки «4» и «3» в виде знаков (+) или (-). Кому-то учитель рекомендует быть более требовательным к себе, напоминая, на каком этапе он был пассивным, кого-то поднимает с места и просит объяснить, за что тот снизил себе оценку.

Затем учитель расписывается в дневниках за выставленные учениками оценки. Чаще всего он это делает после уроков. Так проводится текущий контроль на уроке, который постепенно перерастает в самоконтроль.

Итоговый контроль изученного понятия темы проводят на отдельном уроке. Учащиеся выполняют контрольную работу, состоящую из 10 заданий. На демонстрационный стол выставляют часы. После выполнения каждого задания ученик отмечает, сколько времени он затратил (указывает только показания минутной стрелки).

При проверке контрольных работ учитель обращает внимание на умение учащихся мыслить системно и устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми понятиями. Кроме того, в поле зрения учителя оказывается время, затраченное каждым учеником на выполнение того или иного задания. В процессе анализа этого показателя составляют сводную таблицу 2.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Актуально о образовании:

Теоретические основы к пониманию духовно-нравственных ценностей
Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были вы ...

Психолого-педагогические основы методического решения, проблемы формирования пространственного мышления учащихся основной школы
Прежде, чем говорить о пространственном мышлении и его сущности, необходимо понять что же такое мышление, какие его виды бывают каковы их особенности. Известный советский психолог А.Н. Леонтьев обоснованно считал, что «жизненный, правдивый подход к воспитанию – это такой подход к отдельным воспитат ...

Методы организации обучения с применением персонального компьютера
Анализируя своеобразие методов компьютерного обучения, С. А. Илюшин и Б. Л. Собкин утверждают: «В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемный; исследовательский. Учитывая, что первый метод не предусматривает наличия о ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru