Таблица 2
№ |
Ф.И.О. ученика |
Задания | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | ||
Если выявляется, что все учащиеся затратили на то или иное задание много времени, значит, усвоение способа выполнения этого задания недостаточно ими осмыслено. На это в дальнейшем важно обратить больше внимания. И наконец, учитель должен постоянно контролировать умение учащихся адекватно оценивать свои знания. Поэтому, оценивая работу учащихся, рядом с оценкой ученика он ставит через дробь свою оценку. При подведении итогов контрольной работы учитель заполняет таблицу 3 и выявляет учащихся, которые адекватно оценивают свои знания, а также тех, кто занижает или завышает собственную оценку.
Таблица 3
Самооценка
№ |
Ф.И.О. ученика |
Самооценка учащегося |
Оценка учителя |
Завышенная самооценка |
Заниженная самооценка |
Адекватная самооценка |
На следующем уроке, обсуждая итоги контрольной работы, учитель комментирует степень сформированности самооценки у учащихся и ориентирует их на дальнейшую работу по выработке адекватной самооценки.
Таким образом, предметом внимания учителя в учебном процессе на уроке являются не только содержание и способы работы учащихся, но и личностный уровень обучающихся.
V. Коллективная работа в паре
На начальных этапах парную коллективную работу можно организовать на рефлексивно-оценочном этапе урока после выведения общего способа (в коллективной классной деятельности, решения того или иного класса задач).
Каждая пара получает задание от учителя спланировать общую цель и конкретизировать действия каждого. После этого учащиеся работают индивидуально, затем в парах обсуждают результаты выполнения задания и осуществляют взаимоконтроль и взаимооценку в паре. На основе результатов индивидуальной работы организуют совместную деятельность. Результат совместной работы в паре контролирует и оценивает другая пара, таким образом формируются группы-четверки.
Например, коллективно всем классом разобрали способ образования ковалентной полярной связи. Этот способ дети осознают только тогда, когда научатся объяснять образование связи между теми элементами, которые ранее не рассматривались. Учитель объявляет о проведении ролевой игры. Один ученик из пары рассматривает элементы с большей, а другой – с меньшей электроотрицательностью.
Учащиеся в паре должны сами планировать свою работу. Они договариваются о том, какие элементы они выберут, распределяют между собой элементы, и каждый из них пишет электронную конфигурацию атома, указывает число неспаренных электронов и формы электронных облаков. Таким образом, каждый сделает максимально то, что может, по отдельно взятому элементу. После этого учащиеся обмениваются листочками, по мере необходимости делают поправки, осуществляют взаимоконтроль и взаимооценку, а затем начинают совместную работу: на общем листочке составляют схему образования соединения и выделяют его формулу.
Актуально о образовании:
Наблюдения за земноводными
Появление лягушек регистрируется днем обнаружения первых особей. Первый "концерт" отмечают, когда впервые услышат кваканье озерных и зеленых лягушек в вечерние часы. Признаком начала икрометания служит появление студенистых комочков икры на поверхности водоема. Отмечают и первое появление ...
Психолого–педагогическая характеристика младших школьников с общим
недоразвитием речи
В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений в логопедии выделяют категорию детей с таким нарушением, как общее недоразвитие речи (ОНР), при котором отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур. В настоящее время под общим недоразвитием ре ...
Значение интерактивных форм и методов обучения
Значение интерактивных форм и методов обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей: стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане; повышение уровня активности и самостоятельности обучаемых; развитие навыков анализа, ...