В первое время при введении индивидуальной и коллективной самооценки нужен жесткий контроль со стороны учителя. Для этого учитель несколько раз собирает тетради и рядом с оценкой ученика ставит свою оценку. Это делается в то время, когда ученики учатся адекватно себя оценивать. Позже, после относительной сформированности самооценки, он проверяет тетради только тех учащихся, которые, по его мнению, еще не научились оценивать себя адекватно.
В традиционной школьной практике домашние письменные работы остаются без контроля и оценки. Действительно, проверить тетради всех учащихся во всех параллелях трудно, так как письменных работ по химии достаточно много. А проверять и оценивать их обязательно нужно. Выход из создавшегося положения – в целенаправленной работе учителей по формированию у учащихся навыков самоконтроля и самооценки, подключая взаимоконтроль в группах.
После групповой оценки домашней работы учитель ориентирует учащихся на оценку домашней работы всем классом. Одновременно этот процесс выступает как выработка эталона, по которому будут вводиться коррективы в оценки, а также как ориентировка учащихся на постановку цели данного урока. Для этого по возможности от каждой группы к доске вызывается по одному ученику (3 – 4 ученика с письменным заданием к доске, остальные опрашиваются с места). После ответа представителя каждой группы ответ оценивается классом, но группа еще может способствовать повышению этой оценки: учитель просит дополнить данный ответ слабым (по его мнению) учеником из той же группы. Если дополнения не последовало, тогда исправления и дополнения делают представители других групп. В их графе (см. таблицу 1) появляется знак (+), а у отвечающей группы (-). Точно так же опрашиваются все остальные представители групп. Знаки (+) и (-) будут учитываться при выведении общей оценки в конце урока. В первое время на это тратится немало времени, но потом оно постепенно сокращается.
В процессе самооценки домашней работы возникают различные непредвиденные ситуации. Учитель должен хорошо знать класс и все время обращаться к нему при выставлении оценки. В целом на уроке работают все. Сильные учащиеся наряду с познавательными задачами решают большей частью задачи контроля, оценки и взаимопомощи. На уроке разрешается шепотом объяснять слабому рассматриваемые теоретические положения, не усвоенные им вовремя.
Среди учащихся класса выявляются и такие, которые не способны воспринимать помощь. Это учащиеся запущенные, не приученные трудиться, с большими пробелами в знаниях по другим дисциплинам (математике, физике, биологии, географии и др.). Учитель советуется с классом: как быть, как помочь этим ученикам? Высказываются и обсуждаются различные мнения. В результате предлагают в состав основных групп включить тех или иных учащихся. Бывает, что ни одна группа не хочет их принять. В такой ситуации учитель должен быть предельно корректным по отношению к слабоуспевающим ученикам. Он поддерживает их, вселяет уверенность в то, что если они постараются, то непременно добьются признания и их с удовольствием возьмут в группы полноправными членами, а пока они пересаживаются на первые парты для того, чтобы учитель на уроке мог в любое время помочь им. Эти учащиеся образуют особую группу. Требовательное отношение своих товарищей оказывается во много раз эффективнее требований учителя, и большинство слабоуспевающих учащихся заметно прогрессируют в учебе.
Таким образом, на ориентировочно-мотивационном этапе заполняется графа 1 таблицы 1, а также 2 и 3 при выполнении заданий по постановке цели урока и планировании действий по реализации цели. При этом в зависимости от обстановки учитель ставит тем или иным более выдающимся группам знаки (+) или (-), которые тоже согласовываются с классом.
На втором, операционно-исполнительском этапе, учащиеся выполняют определенные задания. Учитель ориентирует учащихся на то, что в ходе реализации цели каждый ученик при выполнении тех или иных действий должен непременно оценивать свою работу. Однако параллельно оценку ставит и учитель. Показателем активной работы учащихся может служить поднятая рука. Причем поднимать руку должны все те, кто после каждого задания учителя и после собственной умственной и практической работы сможет дать верный ответ. Учитель поясняет, что каждый ученик отмечает как верные, так и неверные собственные мысленные ответы, а затем в конце урока выставляет себе адекватную оценку. Внешне это выглядит так: учитель предлагает задание, которое обсуждается в группах. Затем учащиеся поднимают руки. Учитель спрашивает: «А ты, Коля, не знаешь? А ты, Саша? А ваша группа? Думаем!»; «А теперь слушаем правильный ответ». Класс внимательно слушает вызванного ученика. Ответ не всегда бывает верным, тогда возникают споры. Особенно активными, как показывает опыт, оказываются ученики, сидящие за первыми партами. Если они имеют собственное мнение, то стараются непременно его высказать. Случаи, когда они дают верные суждения или дополнения, учитель не оставляет без внимания. В графе 4 у этой группы обязательно появится знак (+).
Актуально о образовании:
Заключение или как использовать конфликт
Благодаря существующим установкам на конфликт как отрицательное явлении большинство людей считает, что они не могут ими управлять и стараются их избежать, когда это возможно. Но конфликт плохо поддается коррекции, когда он уже приобрел разрушительную силу. Это нужно знать, и менеджеры и служащие до ...
Общие правила организации современного урока
Первое правило - определить цель (чего надо достичь). Поскольку в уроке отражаются обучающая, развивающая и воспитывающая функции учебно-воспитательного процесса, надо определить общую дидактическую цель урока, включающую учебную цель (усвоение новых понятий, формирование навыков развитие воображен ...
Работа школьного литературно-музыкального салона
В нашей школе на протяжении уже трех лет проводится литературно-музыкальный салон. Совместно с учителем музыки мы начинали проводить вечера, посвященные знаменательным датам. Потом к нам присоединились учителя английского языка. В настоящее время работаем вместе (см. приложение). Конечно, в приложе ...