Из истории возникновения и развития тестов когнитивных способностей

Страница 1

Дж. Кэттелл предложил термин «умственный тест» в 1890 г., но еще до этого Ф. Гальтон разработал набор простейших умственных тестов. Тесты Кэттелла, предназначавшиеся для студентов американских колледжей, измеряли скорость психических реакции, сенсорное различение и словесные ассоциации. Эти тесты, однако, оказались плохо связанными с успешностью студентов в обучении. В начале 1900-х гг. французский психолог А. Бине обнаружил, что тесты более сложных умственных функций, таких как способность к запоминанию отрывков прозы или к решению простых мыслительных задач, оказались полезными в прогнозировании школьной успеваемости и в идентификации детей с задержками психического развития. В начале XX в. британские психологи во главе с Ч. Спирменом разработали множество тестов психических функций, которые могли проводиться как с детьми, так и со взрослыми. В США толчком к «тестовому движению» послужила не только адаптация Л. М.Тёрменом в 1916 г. тестов Бине, известная как тест Стэнфорд-Бине, но и широкое применение тестов для классификации офицеров и новобранцев, мобилизованных в ходе Первой мировой войны. Все эти тесты — Бине, Тёрмена и армейские — стали называться тестами «интеллекта». Они получили широкое распространение не только в силу их практической полезности, но и как меры важных умственных характеристик.

Для оценки согласованности результатов разных тестов при измерении ими одной черты или одного свойства можно использовать коэффициент корреляции. Эта идея впервые была высказана Спирменом в 1904 г. Серия проведенных им исследований завершилась публикацией в 1927 г. его главной работы — «Способности человека». В ней Спирмен развил теорию интеллекта, по существу, теорию когнитивных способностей, в которой все умственные тесты рассматривались в той или иной степени в качестве измерений единственной черты или «фактора» когнитивной способности, который Спирмен назвал «g» (по первой букве полного названия «общая» (general) способность). Спирмен считал, что фактор «g» измерялся всякий раз, когда умственная задача требовала того, что он назвал эдукцией, или выявлением отношений и коррелятов. Этот термин можно было бы назвать умозаключением или индукцией. Современники Спирмена, однако, оказались не готовы принять идею о единственном факторе когнитивной способности и продолжали считать, что разные тесты все же измеряют разные способности — специфические способности к оперированию словесным материалом, пространственными отношениями, воспроизведению по памяти заученных списков слов и т. д.

С развитием методов факторного анализа наметился явный прогресс в разрешении спорных вопросов, касающихся понимания когнитивных способностей. Лидерами этого движения стали С. Барт, Г. Томсон в Великобритании и К. Холзингер, Т. Л. Келли и Л. Л. Терстоун в США.

Главная цель в изучении когнитивных способностей состояла в определении того, какие виды способностей можно идентифицировать, и в интерпретации их природы. В 1938 г. Терстоун опубликовал работу под названием «Первичные умственные способности». Терстоун сделал вывод о наличии множества видов интеллекта и опровергают предположение о существовании одного вида интеллекта — общего. В более поздних исследованиях Терстоуна и других ученых этот вывод был смягчен до предположения об «иерархической» организации когнитивных способностей. Это предположение означало, что некоторые когнитивные способности являются крайне общими, входящими в состав разнообразной умственной деятельности, тогда как другие являются более специализированными.

В 70-х гг. ряд когнитивных психологов вернулись к исследованию тех простейших когнитивных функций, которые изучались Дж. Кэттеллом и другими в конце XIX в., в качестве возможных мер интеллекта. Современный уровень технологии и использование микрокомпьютеров предоставляют для этого новые возможности.

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств, на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность. Принято считать, что существуют три типа внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Выделяют также свойства, или параметры внимания:

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Чем отличается педагогическая задача от педагогической ситуации
Педагогическая задача – это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. Педагогическая задача возникает всегда, когда нужно подготовить переход человека от "незнания" к состоянию "знания", от "непонимания ...

Основные принципы и способы повышения интереса к учебному материалу
Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Одни мы игнорируем, другим следуем, третьи презираем, четвертые… Но среди них есть одна, безоговорочная для каждого нормального человека, - свобода! Никто из нас не любит навязанных действий, чуждый решений, отсутствия выбора. И особенно не люб ...

Сравнение эффективности проведения уроков по модульной технологии в 8 "В" классе СОШ №12 с успеваемостью класса по четвертям в 2010–2011 учебном году
Для того чтобы выявить эффективность уроков, проводимых по модульной технологии, надо сравнить процент качества знаний при использовании модульной технологии с процентом качества знаний класса по четвертям. Ранее уроки проводились в классической форме, ученики мало времени работали самостоятельно: ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru