В течение всего времени обучения учащийся – объект педагогического воздействия. И одна из важнейших задач реформы школы – превращение их из объектов педагогического воздействия в субъектов собственной деятельности. А для этого нужно в корне пересмотреть всю технологию обучения.
III. Об учебной деятельности при экспериментальном обучении
Задача учителя – научить детей учиться, или, по-другому, научить совершать учебную деятельность.
Согласно работам психологов (Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова) таким умением учащиеся должны овладеть еще в начальной школе. К сожалению, в настоящее время таких подготовленных учащихся у нас нет, мы работаем с восьмиклассниками, которые 7 лет обучались по традиционной технологии и привыкли в течение всего этого времени выполнять роль биоробота. Поэтому в первую очередь мы ставим задачу сформировать из ученика субъекта, т. е. такого учащегося, который почувствовал бы себя на уроке активным творцом, а не исполнителем воли учителя.
Решить эту задачу можно с помощью различных форм организации работы учащихся на уроке. Можно порекомендовать три взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга формы организации учебной деятельности.
Первая, изначальная форма – введение учащихся в ситуацию коллективной деятельности класса, когда каждый чувствует себя «наравне» с учителем и участвует в дискуссии по решению всех вопросов, касающихся организации и проведения работы. Конечная цель этой формы организации учебной деятельности – осознание каждым учеником факта, что для развития необходимо на основе целеполагания научиться хотя бы ориентировочно планировать ту работу, которую он еще не совершал, затем реализовать этот план, обязательно самому себя проконтролировать и оценить работу, а затем с учетом этой оценки определять новую цель.
Вторая форма – коллективная работа в паре или в четверке. При этом каждый ученик индивидуально решает небольшую задачу, затем на основе результатов индивидуальной работы этими двумя учащимися выполняется общая совместная работа; а потом по результатам совместной работы в паре – общая работа четырех учащихся. На каждом этапе работы осуществляется само- и взаимоконтроль и оценка. Эта форма организации учебной деятельности используется при осознании частных вопросов.
Третья форма – коллективная работа большой группы учащихся, которая организована по принципу специализации. При этом каждый член группы выполняет не все компоненты учебной деятельности. Один из учащихся выступает в роли целеполагателя, причем эту задачу он решает совместно с остальными членами группы. Второй – «плановик» и тоже планирует свои действия, привлекая всех учащихся группы. При этом «целеполагатель» следит за тем, чтобы предлагаемое планирование способствовало реализации цели. Затем определяются учащиеся, которые своими действиями реализуют цель. Они работают в контакте с «целеполагателем» и «плановиком»: первый следит за тем, чтобы ход работы соответствовал поставленной цели, а второй в процессе деятельности учащихся корректирует план. В группе работают также «контролер» и «оценщик», которые контролируют и оценивают правильность действий «целеполагателя», «плановика» и исполнителей.
Такая форма организации учебной деятельности целесообразна после изучения темы на стадии содержательного обобщения.
Рассмотрим подробнее начальную стадию организации коллективной деятельности учащихся на примере занятий по химии в 8 классе.
IV. Организация коллективной деятельности класса
К подготовительной стадии организации учебной деятельности учащихся следует отнести процесс формирования микрогрупп (по 4 человека). Как правило, вначале это учащиеся двух соседних парт. Необходимость создания групп обусловлена тем, что любая деятельность (в том числе и учебная) носит общественный характер. Впоследствии по мере необходимости можно перекомплектовать группы, чтобы в них входили учащиеся с разным уровнем познавательных возможностей.
Экспериментально было установлено, что первым этапом организации учебной деятельности является создание условий, необходимых для формирования у учащихся таких психологических новообразований, как способность к адекватному самоконтролю и самооценке. Поэтому рекомендуется начать с формирования у учащихся этих компонентов деятельности. Если обратиться к реальной школьной практике, то учителя осознают необходимость для учащихся самостоятельного познания. Однако оно, как правило, отрывается от самоконтроля и самооценки. При этом необходимо подчеркнуть, что реализация не только обучающей, но и воспитывающей функции обучения требует неразрывной связи процесса познания с самоконтролем и самооценкой.
Актуально о образовании:
Психолого-педагогические основы воспитания этической культуры младших
школьников
Наиболее высоким уровнем нравственной воспитанности личности является её способность ориентироваться соответствующим нормам морали. Нравственно воспитанным является такой человек, который не только усвоил нравственные знания, но и ведет себя в любых ситуациях в соответствии с ними. У нравственно во ...
Распространенность, симптоматика и виды нарушений письма у младших
школьников с нарушениями зрения
Зрительный дефект накладывает определенный отпечаток на процесс психического развития детей, о чём мы говорили выше, ограничивая их возможности в восприятии предметного мира, ориентацию в нём общение с окружающими и в целом сказывается на формировании личности, развитии различных видов деятельности ...
Организация процесса формирования пространственного
образа с помощью компьютерной анимации
При формировании пространственного образа, c использованием компьютерной анимации, целесообразно выделить следующие шаги, на каждом из которых используются свои модели реального объекта: 1. Реальная модель изучаемого объекта (макет, пример из окружающего мира, рисунок). 2. Динамическая анимационная ...