Осмыслим формы реализации самоконтроля и самооценки на всех этапах урока. Каждый урок неповторим, индивидуален, однако на каждом уроке должна быть организована такая учебная деятельность учащихся, при которой реализуются (каждым учителем своеобразно) все ее компоненты. Это возможно в том случае, если учитель предусматривает действия учащегося на ориентировочно-мотивационном, операционно-исполнительском и рефлексивно-оценочном этапах.
На ориентировочно-мотивационном этапе, выявив проблемы и противоречия в знаниях, полученных на предыдущих уроках, обучающийся совместно с учителем формулирует цель урока и планирует действия по реализации этой цели. В соответствии с этим планом на операционно-исполнительском этапе он выполняет действия, направленные на усвоение содержания и способов деятельности. Наконец на рефлексивно-оценочном этапе должны быть осуществлены действия по приложению этих способов к нестандартным условиям, т.е. обучаемый контролирует и оценивает усвоение способа деятельности и степень его использования для решения нестандартных задач. На этом же этапе обучения должны быть предусмотрены задания по выведению обучающегося за пределы содержания данного урока (занятия) и формулирование цели последующего урока, что является элементом программирования подлинно творческой учебной деятельности.
Контроль и оценка должны присутствовать на всех этапах урока. Так, на ориентировочно-мотивационном этапе в первую очередь учитель организует самооценку выполнения учащимися домашнего задания. Он проводит предварительную беседу с учащимися о значении умения объективно оценивать себя. Учитель говорит о том, что оценка должна всегда быть адекватной (соответствующей) как качеству и количеству вложенного ими труда, так и результату труда. Если учащийся склонен к завышению оценки своих возможностей, способностей, то в будущем он будет претендовать на те виды работы, на которые фактически не способен. Бывает, что человек все-таки тем или иным способом добивается положения в обществе, не соответствующего его способностям. При этом страдает и дело, и окружающие его люди, и он сам, потому что он всегда будет чувствовать неспособность справиться с работой, негативное отношение к нему товарищей. Далее учитель продолжает, что нельзя и занижать самооценку. В этом случае формируется робкий, не уверенный в своих силах человек, всегда чувствующий, что мог бы в большей степени реализовать свои способности в той или иной работе. Поскольку он не рискует взяться за серьезное дело, его не замечают и большой ответственной работы, с которой он вполне мог бы справиться, не поручают. Такие люди особенно остро переживают свое положение в окружении людей с завышенной самооценкой.
Учитель делает вывод: нельзя ни завышать, ни занижать самооценку. Учиться оценивать себя нужно уже в школе, при анализе своего ученического труда. Учитель обещает помочь учащимся выработать адекватную самооценку. После такой беседы он обращается к учащимся: «Откройте свои тетради и за домашнюю работу поставьте себе оценку!» При первоначальном введении самооценки в классе выявляется по 8 – 10 двоек. По мере формирования адекватной самооценки и изменения отношения учащихся к учебе количество двоек падает (5 – балльная система).
После относительной сформированности индивидуальной самооценки можно вводить коллективную самооценку. Для этого учащиеся разбиваются на группы по 4 человека. Как и раньше, в начале урока учитель организует индивидуальную самооценку, а затем предлагает проверить адекватность самооценки каждого в группе. Учащиеся коллективно рассматривают и оценивают работы друг друга. Затем старшие групп объявляют оценку группы. При этом они называют самую низкую оценку. Допустим, трое выполнили домашнюю работу на «10» и только один из четырех учащихся на «4». Тогда эта группа получает оценку «4». Введение коллективной самооценки заставляет каждого (в особенности слабоуспевающего) ученика повысить требовательность к себе, так как с него спросят товарищи: сильные оказывают помощь неуспевающим и слабоуспевающим. Эти оценки групп заносятся в правую графу таблицы, которую учитель заранее чертит на листе ватмана или на внутренней стороне доски (см. таблицу 1).
Таблица 1
Результаты самооценки
№ группы |
Результаты самооценки на трех этапах урока | ||||
Ориентировочно-мотивационном |
Операционно- исполнительском |
Рефлексивно- оценочном | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
Ориентировка на постановку цели урока (проверка домашнего задания) |
Постановка цели урока (учебной задачи) |
Планирование по реализации цели |
Действия по реализации цели урока |
Приложение знаний и способов деятельности к нестандартным условиям |
Актуально о образовании:
Особенности развития и воспитания старших школьников
Старший школьный возраст — это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают отпечаток на процесс ...
Роль педагога в проблемном обучении
Специфика целей и методов проблемного обучения существенно изменяет роль преподавателя в педагогическом процессе и обуславливает появление новых требований к педагогу. Можно выделить следующие основные задачи, которые ставит перед преподавателем проблемное обучение: Информативное обеспечение; Напра ...
Образовательная реформа Александра II
Среди реформ, осуществленных в либеральную александровскую эпоху, значительное место занимает перестройка российского образования. В 1864 году было принято "Положение о начальных училищах", утвердившее общедоступность и внесословность начального образования. Наряду с государственными школ ...