Анализ научной литературы позволил определить педагогическую поддержку личностного саморазвития одаренного старшеклассника как целенаправленную педагогическую деятельность педагога, направленную на конструктивное решение проблем в саморазвитии одаренных старшеклассников.
Результаты теоретической анализа легли в основу разработки опытно-экспериментальной работы, проводимой на базе МОУ СОШ №31 города Ишима.
Нами была разработана и реализована программа педагогической поддержки личностного саморазвития одаренного старшеклассника.
Целью программы является конструктивное решение проблем в личностном саморазвитии одаренного старшеклассника.
Основными принципами педагогической поддержки являются:
- принцип ориентации на проблемы в саморазвитии у одаренных старшеклассников;
- рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату; согласие ребенка на помощь;
- ориентация на способности ребенка самостоятельно преодолевать трудности; сотрудничество, содействие;
- опора на наличные силы и потенциальные возможности одаренного старшеклассника;
- безопасность, защита здоровья, прав человеческого достоинства.
Основными содержательными направлениями программы являются:
1) помощь одаренному старшекласснику в организации системы саморазвития;
2) обучение составлению программы (плана) работы над собой (развитие интеллекта, характера, укрепление здоровья и т. д.);
3) определение способов работы над собой (самоубеждение, самовнушение, самоуправление).
Реализация программы осуществляется в несколько этапов: диагностический; поисковый; проектировочный; деятельностный; рефлексивный.
Реализация программы педагогической поддержки личностного саморазвития одаренного старшеклассника была начата с выявления типичных проблем в саморазвитии одаренных старшеклассников. В ходе диагностики, которая осуществлялась с помощью различных психолого-педагогических методик, был выявлен ряд проблем, которые мы условно разделили на: личностные проблемы и противоречия; коммуникативные проблемы (межличностные проблемы); проблемы социально-психологической адаптации и проблемы, связанные с профессиональным самоопределением.
Причинами этих проблем являлись: неадекватная самооценка, несформированный Я-образ, отсутствие мотивации, неэффективное использование свободного времени, низкий уровень самоуважения, контактности, низкий когнитивный уровень, отсутствие педагогической поддержки личностного саморазвития со стороны взрослых и т. д.
Программа педагогической поддержки реализовывалась через внедрение в образовательный процесс элективного курса «Основы саморазвития личности», организацию тренинговых занятий и осуществление индивидуальной педагогической поддержки.
Целью элективного курса стало оказание помощи и поддержки старшеклассникам в управлении своим обликом, поведением, физическим и психическим состояниями. В соответствии с этой целью мы выделили следующие задачи: 1) ознакомить старшеклассников с основными понятиями психологии личности, процессами развития, саморазвития; 2) сформировать мотивы саморазвития; 3) помочь старшеклассникам осознать свои проблемы и определить стратегию своего развития; 4) показать возможности личности в управлении своим состоянием, мыслями, поступками; 5) сформировать у учащихся навыки критического самоанализа и саморефлексии своих успехов и достижений; 6) сформировать психологическую установку на саморазвитие.
Элективный курс обеспечивал базовую психолого-педагогическую подготовку одаренных старшеклассников, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогал им найти, осознать и принять цели, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Благодаря этому курсу реализовывалось положение о ведущей роли обладания теоретическими знаниями в развитии личности; он служил теоретической психолого-педагогической основой для преподавания всех учебных предметов и для организации внеурочной деятельности.
Содержание элективного курса состояло из трех логических блоков.
Первый блок – теоретический. В нем рассматривались научные подходы к пониманию личности, ее развития и движущих сил саморазвития. Теоретический блок подразумевал знакомство старшеклассников с основными концепциями личностного саморазвития.
Вторым логическим блоком элективного курса выступал диагностический блок. В содержательном плане он представлял собой специально организованный процесс самопознания, направленный на выявление и осознание старшеклассниками отдельных сторон своей личности, своих стилевых характеристик.
Актуально о образовании:
Причины неуспеваемости учащихся по химии в средней школе
Психологические исследования последних лет позволяют учителю-предметнику получить весьма важные сведения о типичных возрастных особенностях сформированности у учащихся определенного возраста различных интеллектуальных умений и других качеств личности. Эти сведения, к сожалению, не стали исходной ос ...
Обзор средств Интернет для формирования исследовательской компетенции на
уроках английского языка
В параграфе 1.3 нами были рассмотрены основные виды Интернет-технологий, которые можно использовать в процессе обучения английскому языку для формирования исследовательской компетенции старшеклассников. В данном параграфе мы рассмотрим конкретные Интернет-ресурсы для развития исследовательских умен ...
Основные тенденции развития специализированного профессионального
образования Советского района
Особого внимания требует вопрос о тенденциях развития специализированного профессионального образования. Это связано с тем, что школы в настоящее время работают над проектом «Профильное обучение», одной из целей которого является: расширение возможностей социализации учащихся, эффективной подготовк ...