Описание содержания работы по совершенствованию методических приемов работы над синонимами на уроках русского языка в аспекте развития коммуникативных умений младших школьников

Новое о образовании » Формирование лексических умений младших школьников при работе с синонимами имен прилагательных » Описание содержания работы по совершенствованию методических приемов работы над синонимами на уроках русского языка в аспекте развития коммуникативных умений младших школьников

Страница 4

На этом этапе посредством применения различных упражнений вырабатываются такие качества навыка работы с синонимами имен прилагательных как сознательность и правильность.

Сознательность проявляется в обоснованности выполняемой структуре действия, установлением связей между операциями, составляющими данное действие.

Правильность как качество навыка выражается в характеристике использованный знаний, то есть правильность определения и нахождения синонимов имен прилагательных. Были предложены следующие виды заданий.

1). Выбор и группировка слов, близких по значению. Задание состоит в том, чтобы из списка выбрать три группы близких по смыслу слов:

красивый, быстрый, интересный, скорый, занимательный, прекрасный, увлекательный, скоростной, прелестный.

Первая группа слов: красивый, прекрасный, прелестный.

Вторая группа слов: быстрый, скорый, скоростной.

Третья группа слов: интересный, занимательный, увлекательный.

2). Подбор синонимов к данному слову.

Задание: подберите слово близкое по значению слову преданный.

Дети подбирают прилагательное: верный.

Задание: подберите слово близкое по смыслу прилагательному знаменитый: известный.

3). Выбор одного из данных близких по смыслу слов.

а) Даже в самый … (жаркий, горячий, жгучий, знойный, палящий) день, если приложить к щеке листочек липы или березы, клена или дуба, то почувствуете, что он прохладный.

б) Если разложить на земле листья одного только дерева, они займут … (великую, большую, огромную, громадную) площадь.

4). Градация синонимов. Расположение синонимов по возрастающей степени какого-либо признака.

Учитель предлагает детям группы синонимов: голубой, синий, небесный, васильковый. Дети составляют ряд по изменению яркости и насыщенности цвета, начиная с самого светлого: васильковый, небесный, голубой, синий.

5). Найдите в предложениях слова, обозначающие желтый цвет.

Зарумянилась вишня и слива, налилась золотистая рожь. Полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света. Этот цвет особенно хорош осенью, когда на черную воду слетают желтые и красные листья берез и осин.

6). Подбор прилагательных близких по смыслу и составление с ними отдельных предложений.

Мокрый, прилежный, хмурый, робкий, веселый, густой, скверный, пустой.

7). Замена словосочетаний близкими по смыслу сочетаниями существительных с прилагательными.

Например: шкаф из дуба – дубовый шкаф.

Словосочетания: нос птицы, звуки победы, журнал класса, смех ребенка.

8). Найдите слова, близкие по смыслу. Подчеркните синонимы к слову крутые. Выпиши слова под заголовком «синонимы», каждое слово пиши в им.п. ., ед.ч., м.р.

Кто хоть раз был в лагере Артек, тот долго будет помнить и крутые склоны высоких гор, покрытых кудрявыми лесами, и отвесные скалы, куда свободно залетают только птицы и обрывистые берега теплого лазурного моря.

На уроках чтения и русского языка использовались дополнительные тексты, интересные в познавательном отношении. Например, чтобы показать значение прилагательных в речи, можно провести анализ небольших связных текстов. На доске записывается небольшой отрывок без имен прилагательных. Учащиеся читают его: «За Доном в лесу прижалась осень. С шелестом падали с тополей листья. Ягоды в листве шиповника пылали, как огненные язычки. Запах сопревшей коры заполнял лес. Ежевичник окутывал землю. На траве до полудня лежала роса. Только постукивание дятла нарушало тишину».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Актуально о образовании:

Общая характеристика содержания и средств обучения в системе М. Монтессори
В видении монтессори-педагога каждый ребенок от рождения наделен ему одному свойственным потенциалом развития. Раскрыться этот потенциал может только в собственной деятельности ребенка. Путь развития и совершенствования у каждого человека свой. Задача образования при этом сводится к тому, чтобы соз ...

Режиссерская игра, ее место и развитие в игровой деятельности детей дошкольного возраста
«Режиссерская игра имеет важное значение для всего психического развития ребенка дошкольного возраста». В режиссерской игре – одновременном выполнении разных ролей - от ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Игровые переживания оставл ...

Идеи личностно-ориентированного образования в работах отечественных и зарубежных исследователей
Следует отметить, что личностно ориентированная педагогика есть интеграция теоретического и практического опыта совокупных наук о человеке. Именно личность была объектом изучения многих исследователей: философов, психологов, социологов, врачей, искусствоведов, педагогов и т.д., которые оставили мас ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru