На этом этапе посредством применения различных упражнений вырабатываются такие качества навыка работы с синонимами имен прилагательных как сознательность и правильность.
Сознательность проявляется в обоснованности выполняемой структуре действия, установлением связей между операциями, составляющими данное действие.
Правильность как качество навыка выражается в характеристике использованный знаний, то есть правильность определения и нахождения синонимов имен прилагательных. Были предложены следующие виды заданий.
1). Выбор и группировка слов, близких по значению. Задание состоит в том, чтобы из списка выбрать три группы близких по смыслу слов:
красивый, быстрый, интересный, скорый, занимательный, прекрасный, увлекательный, скоростной, прелестный.
Первая группа слов: красивый, прекрасный, прелестный.
Вторая группа слов: быстрый, скорый, скоростной.
Третья группа слов: интересный, занимательный, увлекательный.
2). Подбор синонимов к данному слову.
Задание: подберите слово близкое по значению слову преданный.
Дети подбирают прилагательное: верный.
Задание: подберите слово близкое по смыслу прилагательному знаменитый: известный.
3). Выбор одного из данных близких по смыслу слов.
а) Даже в самый … (жаркий, горячий, жгучий, знойный, палящий) день, если приложить к щеке листочек липы или березы, клена или дуба, то почувствуете, что он прохладный.
б) Если разложить на земле листья одного только дерева, они займут … (великую, большую, огромную, громадную) площадь.
4). Градация синонимов. Расположение синонимов по возрастающей степени какого-либо признака.
Учитель предлагает детям группы синонимов: голубой, синий, небесный, васильковый. Дети составляют ряд по изменению яркости и насыщенности цвета, начиная с самого светлого: васильковый, небесный, голубой, синий.
5). Найдите в предложениях слова, обозначающие желтый цвет.
Зарумянилась вишня и слива, налилась золотистая рожь. Полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света. Этот цвет особенно хорош осенью, когда на черную воду слетают желтые и красные листья берез и осин.
6). Подбор прилагательных близких по смыслу и составление с ними отдельных предложений.
Мокрый, прилежный, хмурый, робкий, веселый, густой, скверный, пустой.
7). Замена словосочетаний близкими по смыслу сочетаниями существительных с прилагательными.
Например: шкаф из дуба – дубовый шкаф.
Словосочетания: нос птицы, звуки победы, журнал класса, смех ребенка.
8). Найдите слова, близкие по смыслу. Подчеркните синонимы к слову крутые. Выпиши слова под заголовком «синонимы», каждое слово пиши в им.п. ., ед.ч., м.р.
Кто хоть раз был в лагере Артек, тот долго будет помнить и крутые склоны высоких гор, покрытых кудрявыми лесами, и отвесные скалы, куда свободно залетают только птицы и обрывистые берега теплого лазурного моря.
На уроках чтения и русского языка использовались дополнительные тексты, интересные в познавательном отношении. Например, чтобы показать значение прилагательных в речи, можно провести анализ небольших связных текстов. На доске записывается небольшой отрывок без имен прилагательных. Учащиеся читают его: «За Доном в лесу прижалась осень. С шелестом падали с тополей листья. Ягоды в листве шиповника пылали, как огненные язычки. Запах сопревшей коры заполнял лес. Ежевичник окутывал землю. На траве до полудня лежала роса. Только постукивание дятла нарушало тишину».
Актуально о образовании:
Российское образование в 30-80-х гг
Сложившаяся к началу 30-х гг. в СССР тоталитарная государственная система не могла не отразиться и на школе. Вводились всестороннее централизованное управление и централизованный контроль. Вся деятельность школы, в том числе содержание образования, были подвергнуты унификации и жесткой регламентаци ...
Характеристика стертой дизартрии в трудах различных исследователей
Е.Н. Винарская характеризует дизартрию как «…невнятную, смазанную, малоразборчивую речь, обусловленную стволово – подкорковыми очаговыми поражениями мозга». Дизартрия - латинский термин, который в переводе означает расстройство членораздельной речи-произношения. А. Н. Корнев определяет дизартрию у ...
Периодизация с точки зрения ведущих видов деятельности
Осознание значимости детства в процессе становления личности приходит довольно поздно. Открытие личности в эпоху Возрождения лишь спустя два столетия приводит к поискам ее истоков, к постановке проблемы ее формирования и развития. Новая наука - детская психология появляется в конце XIX столетия, и ...