Приведем фрагмент урока:
Фрагмент № 1 (25 минут)
Имя прилагательное.
Понятие об имени прилагательном как части речи.
Цель:
- ознакомление с существенными признаками имен прилагательных как части речи;
- развитие и совершенствование умения распознавать имена прилагательные в тексте, находить имена существительные, к которым относятся имена прилагательные.
1. Наблюдение за ролью имен прилагательных в речи. Поиск ответа на вопрос Почемучки: «Какую роль выполняют в нашем языке имена прилагательные? Что они обозначают? На какие вопросы отвечают? (упр. 268, стр. 118).
Учащиеся приводят свои примеры.
2. Упражнение в распознавании имен прилагательных в тексте (упр. 269, стр. 118).
Сопоставление текста без имен прилагательных и с именами прилагательными.
Сделайте вывод о том, какую роль выполняют имена прилагательные в нашей речи.
Как отличить прилагательные от других частей речи? (Нужно поставить к слову вопрос, узнать, что оно обозначает).
С какой частью речи связано имя прилагательное? Как вы думаете, почему?
3. Вставьте подходящие по смыслу прилагательные и напишите текст. (упр. 270).
4. Игра «Найди синоним».
- Соотнесите слова из левого столбика, написанные на доске, со словами синонимами из правого столбика.
Дети вызываются к доске по очереди и предлагается им проводить стрелочки к словам-синонимам.
Какие признаки предметов обозначают имена прилагательные?
А какие качества людей обозначают имена прилагательные?
На данном этапе эксперимента вводились разнообразные по характеру и содержанию задания и упражнения.
1. Подберите к данным словам близкие по значению слова: красивый, высокий, добрый, неуклюжий, худой, слабый.
2. Составьте рассказ про медведя.
Цель задания: выявить уровень сформированности навыка составлять текст.
Подберите к прилагательному близкое по значению слово:
Бесстрашный летчик –
Пасмурная погода –
Занимательный рассказ –
Смышленый ученик –
К выделенным совам подберите близкие по значению слова:
В глуши зеленой и лесной,
Всегда тенистой и сырой,
Бьет из камней родник студеный
В крутом овраге под горой.
Загадка:
В дупле на старом дубе
Живу в глухом лесу,
Хожу в пушистой шубе,
Орешки я грызу.
В данной загадке замените прилагательные близкими по значению словами.
К данным синонимам подобрать подходящее слово:
Ласковый, нежный, приветливый …
Неловкий, неуклюжий …
Смешной, забавный, комичный …
Составить предложение со словом радостный и подобрать к нему синонимы.
В плане активизации и обогащения словарного запаса учащихся при изучении слов из «словаря» можно предложить игры типа:
«Кто быстрее и правильнее?»
К данным словам подберите подходящие по смыслу слова из «Словаря». Напишите составленные словосочетания:
Соленый, зеленая, сытный, жареный, школьный, шумный, высокий.
Подберите к прилагательным близкие по значению слова:
Радостный (веселый), дремучий (густой, глухой), старательный (прилежный, усердный).
Посмотри, дружок, сколько признаков-прилагательных записано на листке. Какие из них относятся к торту, а какие нет? Смотри, не ошибись, а то торт станет сразу несъедобным!
Актуально о образовании:
Формирование и развитие школы «Искусств» г. Советска
Война и музыка . как эти понятия безмерно далеки одно от другого! В дни самых страшных и горьких испытаний любовь к музыке не покинула русский народ, она жила в его душе, помогая ему переносить тяготы войны. В трудные месяцы начала Великой отечественной войны начинает свою историю Детская музыкальн ...
Понятие метапредметности в современном образовании
Образование – это главный ресурс развития общества. Выдвинутая на мировом уровне стратегия – “образование на протяжении всей жизни человека”. Самоопределение и саморазвитие человека осмысляются как самые эффективные жизненные стратегии. Умение учиться становится одним из главных условий успешного ж ...
Роль самоконтроля учебной деятельности в развитии личности
младшего школьника
Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Между тем наблюдения, проведенные мною, показали, что именно навык самоконтроля наиболее слабо сформиров ...