Формирование лексических умений младших школьников при работе с синонимами имен прилагательных

Новое о образовании » Формирование лексических умений младших школьников при работе с синонимами имен прилагательных

Владение родным языком невозможно без усвоения его изобразительных средств. Хорошо развитая речь для каждого школьника важнейшее средство познания, развития, самовоспитания. Особую меткость и выразительность нашей речи придают вовремя и к месту употребляемых слова-синонимы. Знакомство с ними в начальной школе способствует развитию лингвистического мышления младших школьников, обогащению их словарного запаса, повышению речевой культуры. Все это в целом обусловило выбор темя исследования.

Актуальность проблемы. Определяется социальной значимостью и практической необходимостью разработки модели обучения, способствующий формированию умения вычленять и использовать синонимы в устной и письменной речи.

Объектом исследования является совместная деятельность учителя и учащихся в процессе формирования знаний и навыков на уроках русского языка.

Предметом исследования является методические модели и методические условия, формирующие умение выделять синонимы и находить синонимические ряды, что является необходимым условием обогащения словарного запаса младших школьников, а также развития их познавательного интереса и в целом учебной мотивации.

Основной целью исследования является построение теоретически и экспериментально обоснованной методической модели обучения, обеспечивающей формирования основных лексических умений в работе с синонима имен прилагательных.

В качестве рабочей гипотезы выдвигаются положения о том, что систематическая работа над синонимами имен прилагательных с использованием различных упражнений и заданий творческого характера способствует развитию речи младших школьников.

В разработке гипотезы мы исходили из того факта, что умение дифференцировать в потоке речи синонимы имен прилагательных является важнейшим компонентом в активизации речевой деятельности, обогащения словарного запаса младших школьников, развитии познавательного интереса и учебной мотивации.

Гипотеза содержит предположение о том, что формирование основного умения в работе с устойчивыми сочетаниями зависит от следующих условий:

- от четкого понимания значения синонимов имен прилагательных;

- от использования различных приемов при обучении школьников навыку, семантизации синонимических рядов имен прилагательных;

- от применения социально разработанной системы упражнений, направленной на совершенствование у учащихся навыков соотношения слов и равнозначных им синонимических рядов имен прилагательных;

- от сочетания работы по формированию умения пользоваться синонимами имен прилагательных в речи;

- от поэтапности умственных действий в работе с синонимами имен прилагательных.

Для достижения данной цели и проверки гипотезы решаются следующие задачи:

- дать лингвистическую характеристику по теме исследования;

- уточнить роль и место работы над синонимами имен прилагательных в структуре обучения русского языка в начальной школе;

- выявить методические условия коммуникативных умений младших школьников при изучении синонимов имен прилагательных;

- определить уровень знаний, умений и навыков учащихся в работе с синонимами имен прилагательных;

- установить этапы работы над формированием основного умения в работе с синонимическими рядами и синонимами имен прилагательных;

- описать содержание и объем теоретических сведений по формированию основного умения у младших школьников в работе;

- разработать систему заданий и упражнений работы над синонимами имен прилагательных;

- экспериментально проверить эффективность модели формирования основного коммуникативного умения при изучении синонимов имен прилагательных.

Базой для проведения исследования послужила начальная школа № 39 хут. Трудобеликовского Красноармейского района Краснодарского края, 4 «А» класс.

Методологической основой исследования является положение о ведущей роли объекта обучения в определении методов обучения.

В процессе исследования были использованы следующие методы:

1. теоретический анализ лингвометодической и психолого-педагогической литературы;

2. наблюдение за деятельностью учителя и учащихся в учебном процессе;

3. экспериментальный метод;

4. статистический метод (количественная обработка результатов экспериментального исследования).

Практическая новизна нашего исследования заключена в том, что нами была предпринята попытка разработать модель обучения (систему заданий упражнений и игр), направленных на развитие у учащихся навыков правильного и умственного употребления синонимов имен прилагательных, на совершенствование у школьников умения работать с синонимами имен прилагательных. В связи с этим в нашем исследовании уточнена роль и место работы над синонимами имен прилагательных в структуре обучения русского языка в начальной школе; выявлены методические условия, способные развитию речи учащихся; разработана система учебных заданий, упражнений по изучению синонимов имен прилагательных, которая направлена на развитие коммуникативных умений; экспериментально проверена эффективность модели обучения младших школьников.

Апробация работы и внедрения ее результата осуществляется в процессе использования материала исследования в ходе педагогической практики, которая проходила в х. Трудобеликовском СОШ № 39 с 11.11.2002 г. по 04.01.2003 г. в 4 «А» классе у Бычковой Людмилы Федоровны.

Структура и содержание работы: работа состоит из введения, где определяется актуальность, цели и задачи и задачи исследуемой проблемы и представляет основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Лингво-теоретические основы формирования умений в работе с синонимами имен прилагательных и их синонимическими рядами» представлены краткие сведения из истории вопроса, где дан анализ научно-лингвометодической литературе по синонимам; рассмотрены лингвометодические условия и психолого-дидактические основы формирования основных умений в работе над синонимами имен прилагательных.

Во второй главе дается описание опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня сформированности умения находить синонимы имен прилагательных, составлять синонимические ряды, раскрываются особенности изучения синонимов в начальной школе, а также описывается содержание работы над формированием основного умения.

В заключении излагаются выводы, к которым мы пришли в процессе работы, намечаются дальнейшие аспекты работы над синонимами имен прилагательных.

Приложение содержит две таблицы по итогам констатирующего и формирующего экспериментов. Содержит беседы о синонимичных прилагательных, систему упражнений по совершенствованию навыка работы с синонимами имен прилагательных.

Работа апробирована во время практики в школе и на защите курсовой работы.

умение работа школьник синоним прилагательное


Актуально о образовании:

Сравнение эффективности уроков проводимых в классической форме и уроков на основе модульной технологии в 9 "А" классе СШ №40 в 2011–2012 учебном году
Отдельные уроки по химии проводились в двух девятых классах в течение учебного года. В одном классе уроки проводились по модульной технологии, а во втором в классической форме, для того чтобы выявить эффективность двух используемых технологий преподавания. В 9 "А" классе СШ №40 в 2011–201 ...

Обследование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
Таким образом, целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в системе работы с детьми дошкольного возраста. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении дошкольников. Экспериментальное исследование проводилось в подготовительной группе детского сада № ...

Дифференциация обучения
В психолого-педагогической науке проблема диференциации обучения рассматривалась, в основном, в русле школьной дидактики (Л.П. Аристова, Ю.К. Бабанский, А.А. Бударний, И.Д. Бутузов, В.И. Загвязинский, М.М. Скаткин, В.П. Стрезикозин, И.М. Чередов и прочие). В вузовской педагогике этой проблеме отвод ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru