Мария Монтессори была первой женщиной-врачом в Италии. Начав работать ассистентом врача в университетской клинике, она заинтересовалась методами лечения и реабилитации детей с ограниченными умственными способностями. Монтессори пришла к выводу, что проблемы умственно отсталых детей - это проблемы не столько медицинские, сколько педагогические.
Осознав это, она начала работать с умственно отсталыми детьми. Открывшаяся в 1900 году в Риме ортофреническая школа пригласила ее на должность директора, и здесь она впервые создала для детей с ограниченными способностями специальную развивающую среду. А в 1907 году она открыла в Риме "Дом ребенка" для здоровых детей. Именно там был разработан тот метод, который сегодня носят имя Марии Монтессори.
В 1909 году педагог организовала первый международный курс, который посетили около 100 учителей, и издала свою первую книгу - "Метод научной педагогики, примененный к воспитанию маленьких детей в Доме ребенка". Эта работа сразу была переведена на многие языки, в том числе и на русский. С 1910 года и до конца своей жизни Мария Монтессори постоянно организовывала учебные курсы для педагогов разных стран. В Италии, Англии, Германии, Голландии, Швейцарии стали возникать "Монтессори-общества", а в 1929 году была основана Международная Ассоциация Монтессори, и с тех пор деятельность по внедрению этой методики координируется в международном масштабе.
Как и многие педагоги, которые стали основоположниками российской системы дошкольного образования, Ю.И. Фаусек пришла в дошкольную педагогику со значительным педагогическим опытом, уже сложившимися интересами и своими проблемами. В 1912 году, когда Юлия Ивановна, "утомленная личными обстоятельствами жизни", уже хотела отойти от педагогической деятельности, она впервые познакомилась с педагогической системой Марии Монтессори и, поверив в возможности этой системы для улучшения отечественной теории и практики воспитания, стала до конца жизни активным сторонником и пропагандистом Монтессори-педагогики в России.
Обращение Ю.И. Фаусек к педагогической системе Монтессори закономерно и обусловлено опытом ее культурного формирования и предшествующей педагогической деятельности. Прекрасное образование европейского уровня, незаурядные способности и проницательный ум позволили ей сразу оценить новизну и оригинальность предлагаемой системы воспитания. Возникло желание глубже изучить новую педагогическую систему, попытаться воплотить ее в практике российского образования.
В октябре 1913 года при горячем содействии профессора Созонова, бывшего тогда директором Коммерческого училища Шидловской, и самой М.А. Шидловской Ю.И. Фаусек удалось положить начало первому детскому саду по системе Монтессори в Петербурге. Этот детский сад был открыт на Шпалерной улице 10 октября и работал вплоть до 1918 года.
Летом 1914 года при поддержке опять-таки С.И. Созонова Юлия Ивановна была командирована Министерством народного просвещения в Рим для ознакомления с постановкой дела воспитания детей дошкольного возраста в домах ребенка. "То, что я увидела и пережила в Риме, - писала Ю.И. Фаусек, вспоминая о своей поездке, - превзошло все мои ожидания".
Фаусек не просто побывала в этих учреждениях и увидела своими глазами их педагогический процесс, а как всегда, ей повезло на встречу – в этот раз с самой Марией Монтессори. Их беседа продолжалась более получаса. Они говорили о детях – русских и итальянских, о дисциплине, организации дошкольных учреждений по методу Монтессори в России. Монтессори интересовалась опытом работы Юлии Ивановны и была рада, что метод превосходен для воспитания маленьких русских детей, если изменить лишь некоторые детали.
Вернувшись в Россию, Ю.И. Фаусек подробнейше описала увиденное и опубликовала книгу "Месяц в Риме в "Домах детей" Марии Монтессори" (Петроград, 1915). Благодаря этим описаниям мы сейчас можем ярко представить, как строилась работа этих учреждений под руководством самой М. Монтессори. Встреча с великим итальянским педагогом произвела особое впечатление на Ю.И. Фаусек. "Кто видел Марию Монтессори один раз, – писала она, – тот никогда ее не забудет, и кто слышал ее проникновенные слова, произносимые прекрасным гармоничным голосом, о воспитании маленьких детей, в душе того слова эти будут звучать как завет истинно талантливого человека". Чувство удовольствия и радости, которое Юлия Ивановна испытала в Риме на приеме у М. Монтессори, поддерживало ее в самые сложные периоды жизни.
Ю.И. Фаусек начинает широко пропагандировать систему М. Монтессори. В 1915 году, на пасхальной неделе в Петрограде, когда проходила выставка "Детский сад", ею был представлен весь набор дидактического материала, и все дни выставки читались доклады. "Наблюдая публику, посещающую выставку, можно было убедиться, что очень многие мало слышали вообще о М. Монтессори и совершенно не были знакомы с ее пособиями и материалом".
Актуально о образовании:
Возможности образовательной области «Художественное творчество» в развитие
самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
Первые проявления самостоятельности усматриваются педагогами и психологами (Н.М. Аксарина, Б.Г. Ананьев, Р.С. Буре, Е.Н. Герасимо-ва, СМ. Кривина, М.И. Лисина и др.) в младшем дошкольном возрасте, который по определению А.Н. Леонтьева является периодом «первоначального фактического складывания личн ...
Современные технологии с
точки зрения самостоятельной работы учащихся на уроках химии
Учителей всегда волновал вопрос: как в наше трудное время преодолеть у школьников нежелание учиться и вслед за этим снижение в обществе престижа знаний? Какие найти средства, формы и методы обучения, чтобы разбудить жажду знаний и стремление к саморазвитию? Как вооружить каждого учащегося не только ...
Коррекционная работа по развитию интеллектуальных способностей
младших школьников
Одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста является развитие их общих интеллектуальных способностей (мышления, памяти, внимания). Для наиболее эффективного решения этой задачи необходимо четкое понимание данного термина учителем и исследование уровня развития интеллекта уча ...