Организованность нередко отождествляют с дисциплинированностью, между тем, она одна из наиболее существенных проявлений дисциплинированности. Мы не можем назвать недисциплинированным человека, который сознательно подчиняет свое поведение нормам общественной морали, выполняет правила, но делает это довольно неорганизованно.
Организованность тесно связана с планированием, которое выступает мыслящим, волевым процессом и предусматривает:
- обдумывание плана действий, которые связанны с определенными волевыми усилиями;
- выбор одного из нескольких вариантов, которые требуют от студента решительности;
- предупреждение поспешного принятия плана, который требует от студента выдержки;
- реализация плана, который требует от студента настойчивости, упрямства.
Итак, организованность - это умение планировать свои действия и руководствоваться планом. Любая деятельность выполняется по раннее намеченному плану, который может быть интересным или плохим. Если стоит цель и она адекватна ситуации и доступна, но план достижения этой цели плохой, то выполнение часто через ошибочность плана бывает невыполнимым, и это приводит деятельность к срыву. Поэтому вопрос о планировании самостоятельной деятельности, организации работы и участия в этом процессе самых студентов как субъектов учебного процесса приобретает первоочередное значение. Воспитание плановости и организованности действий нацеливает на подготовку дисциплинированных и профессионально подготовленных студентов, которые могут правильно прогнозировать и организовывать свою самостоятельную деятельность.
Мы не смогли обнаружить, сколько внутренних программ под нажимом обстоятельств разрушаются, создаются заново, какая часть не реализована, а какая остается лишь мечтой. В беседах со студентами мы не зафиксировали ни одного случая, чтобы студент был равнодушен к своей судьбе. Все старались стать лучшими в самом широком понимании, чем они являются на сегодня, и достичь чего-то такого, что разрешит им достойно и честно жить, хотя при этом каждый четвертый (27%) не связывает свою деятельность с профессией техника-механика. Внутренний мир каждого студента настолько разнообразный и неповторимый, что нельзя не учитывать этот факт, а тем более нельзя насиловать его и подгонять под внешние стандарты. Если мы на самом деле определяем студента главной ценностью учебного заведения, то и обновлять обучение надо с позиций интересов студентов. Высший смысл организационной работы любого преподавателя - это предоставление помощи каждому студенту при создании условий наибольшего содействия для свободного развития его личности. Эта идея является принципиально новой. Как отмечает Б. Коротяев, в истории педагогической науки проблема критериев содействия развитию не ставилась, не обсуждалась и не исследовалась, если откинуть те случаи, когда отдельные вопросы затрагивались попутно в связи с обсуждением других проблем.
Одно и та же образовательная среда соответственно заданным программам и параметрам по своим результатам может быть одновременно благоприятной для одних субъектов и разрушительным для других. Этот допуск осознавался (пусть на интуитивном уровне) всегда. Подтверждением этому - существование в истории педагогической мысли двух точек зрения. Одна - пассивная, исходит из того, что любая школа выполняет социальный заказ общества, сурово придерживаясь требований подготовки личности с заведомо определенными качествами и ценностями. Вторая - не только ставит под сомнение первую, но и полностью ее отвергает. Это идея свободного развития. Мы относимся до обеих точек зрения с соответствующим вниманием, но и оцениваем одновременно с той же степенью критичности.
Актуально о образовании:
Изучение уровня самостоятельности учащихся 1 класса
Проблема самостоятельной деятельности младшего школьника имеет свою богатую историю в теоретическом освещении и реализации ее основных положений в практике работы школы. На этой основе мы спланировали и провели эксперимент, который проходил на базе ГУО "Ордатский УПК д-с СШ Шкловского района с ...
Характеристика структурных компонентов речи в норме
В возрасте, когда процесс развития речи далеко не завершен (2 г. 6 месяцев – 5 лет), специалисту необходимо разграничивать, что уже должно быть сформировано в детской речи, что только начинает складываться, а каких проявлений вообще не следует ожидать в ближайшее время. Такой анализ и оценку речево ...
Самопрезентация личных и профессиональных качеств
Цель программы. Обучение знаниям, умениям и навыкам самопрезентации. Задачи программы. 1. Обучение умениям и навыкам установления контактов. 2. Обучение этике делового взаимодействия. 3. Помощь в обретении собственного речевого стиля. 4. Обучение языку телодвижений. Самое главное в эффективной само ...