Самооценивание содержит в себе не только оценку работы, но и скрытую или открытую оценку партнера, которая нередко определяет характер их взаимодействия. Этот факт в особенности важный в формировании профессиональных качеств студента, поскольку его не просто оценивают, а учат справедливо и объективно оценивать других. Сформированный стиль работы будущие педагоги потом перенесут в аудиторию.
В ходе эксперимента студентам напоминалось о том, что при самооценке и при оценке работы однокурсника по группе они приобретают важные профессиональные умения. Именно оценка нередко выступает причиной напряжения и даже конфликтов в ученической среде.
Вместе с тем мы отмечаем, что в экспериментальной группе студенты оценивают знания более объективно. Их самооценка значительно более близка к оценке однокурсников, чем к оценке преподавателей, а это можно объяснить тем, что преподаватель, имея больший опыт, профессионально оценивает знания студентов.
Следует отметить, что студенты экспериментальной группы проявляли заинтересованность к результатам самостоятельной работы, а студенты контрольной группы были к ним более равнодушными. Это приводило к тому, что допущенные ошибки студенты экспериментальной группы в следующих роботах исправляли, а в контрольной группе нередко повторяли снова. Мы это объясняем тем, что работа в контрольной и экспериментальной группах происходила в разном режиме.
Во время эксперимента было подмечено, что далеко не все студенты работают в полной мере своих возможностей. Некоторые из них могли бы получить больше зачетных единиц, но они избирали более легкий вариант работы. Мы отмечали и такие факты, когда студенты работали напряженно только с целью получения большего количества зачетных единиц. У них не было четкой заинтересованности предметом или большого желания работать с первоисточниками.
Студенты с низким уровнем самостоятельности даже на индивидуальных занятиях чувствовали себя неуверенно. Они старались припомнить материал, а не осуществлять анализ фактов, которые были в их распоряжении.
Мы встречались с фактами, когда студент, не имея достаточных знаний и заметно отличаясь от других смог ответственно подойти к обучению. После этого он начинал быстро овладевать умениями и навыками, и в скором времени опережал многих на пути к мастерству. Эксперимент показал, что студенты между собою отличаются учебной активностью: именно это отличие влияло на их успехи больше, чем любое другое. Нередко не очень подготовленный, но более активный студент смог преодолеть трудности и хорошо учиться. И в то же время неплохо подготовленный студент, но слишком пассивный, начинал отставать и вскоре оказывался в группе с низким уровнем познавательной самостоятельности. Поэтому очень важно было создать такую нравственно-психологическую атмосферу, которая бы оказывала содействие формированию положительного отношения к обучению. Возбудительная сила внешних действий определяется не только их интенсивностью, но и отношением личности к этим влияниям. При положительном отношении личности к внешним влияниям - сила их возрастает, при отрицательном – снижается как относительно отдельных внешних воздействий, так и ситуации в целом. Возникают дополнительные внешние препятствия, а потому студенты с отрицательным отношением к обучению вынуждены интенсивнее мобилизовать свои возможности, чтобы достичь поставленной цели, а наиболее слабые не могли справиться с задачей.
В науке есть такое понятие - «уровень домогательства», что всегда в значительной мере определяет собственную границу труда, которую позволяет себе студент. С этим же непосредственно связанно и то, какую вершину он желает и может покорить собственной деятельностью и до какого уровня домогательства может достигнуть в своем профессиональном развитии.
Актуально о образовании:
Психолого-педагогическая характеристика детей
экспериментальной группы
Экспериментальную группу, в которую вошли 10 человек, составили старшие дошкольники с ОНР. В комплексное обследование вошло: изучение психолого-медико-педагогической документации логопедическое и психолого-педагогическое обследование старших дошкольников. Изучение документации и анкетных данных пок ...
Понятие, этапы и критерии исправления
В теории отмечается, что в сфере исправительного воздействия осужденных существуют различные проблемы, в частности криминологические, социально-экономические, психологические, педагогические, нравственные и т.д. Их первопричина усматривается в отсутствии целостного подхода к разрешению проблем и об ...
Проблемное обучение
Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советском и зарубежном саду. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которо ...