Методы, формы, приемы формирования умений решать текстовые задачи на уроках математики

Страница 9

формулировка краткого ответа (устно или письменно).

7 этап. Проверка правильности решения.

Цель данного этапа: установить, соответствует ли процесс и результат решения образцу правильного решения. В методической литературе называют следующие приемы проверки решенной задачи:

сверка полученного ответа с ответом учителя;

название учителем нескольких ответов (в тех случаях, когда он может предугадать, какую ошибку допустят учащиеся);

прикидка результата;

установление границ результата;

решение задачи другим способом;

установление соответствия результата решения условию задачи, это:

введение в текст задачи вместо вопроса ответа на него;

сопоставление результатов друг с другом и информацией, содержащейся в тексте;

7) составление и решение обратной задачи;

8) проверка решения задачи путем определения смысла выражений и правильности вычислений.

Проведем некоторые разъяснения и примеры для указанных выше приемов.

Рассмотрим второй прием: название учителем нескольких ответов.

Задача. Первый отряд собрал 5 кг лекарственных трав, а второй - в 4 раза больше. Сколько лекарственных трав собрал второй отряд?

Ответы учителя: 9 и 20, так как учащиеся могут решить задачу сложением.

Суть третьего приема, прикидка результата, состоит в том, что исходя из условия задачи, не выполняя вычислений, определяют границы, в которых должен находиться ответ.

Задача 1. У Миши было 5 марок, а у Коли на 1 марку меньше. Сколько марок было у Коли?

Предлагаем вопросы:

У Коли будет больше марок или меньше, чем у Миши?

Какое число будем находить: большее или меньшее?

Нужно довести до сознания младшего школьника, что если в ответе получилось меньшее число, то он правильно подобрал действие.

Задача 2. В букете было несколько роз.3 розы подарили. В букете осталось 8 роз. Сколько роз было в букете?

Рассуждения:

Что спрашивается в задаче? (Сколько роз было в букете?)

Что известно о розах? (Был букет из нескольких роз, а потом 3 розы подарили).

Что еще известно? (Известно, что после того, как три розу подарили, в букете осталось 8 роз).

Подумайте и скажите: до того, как 3 розы подарили, в букете было роз больше чем 8? (Конечно же, больше).

Докажите. (8 - это столько роз осталось, после того, как 3 розы подарили. А остаться роз могло только меньше).

Скажите, каким действием находится меньшее число? (Меньшее число находится действием вычитания).

Покажем шестой прием установление соответствия результата решения условию задачи.

Задача 1. У Коли было 10 книг, а у Миши на 2 книги больше, чем у Коли. Сколько книг было у Коли и Миши вместе?

Такие задачи часто школьники решают в одно действие. Проверку таких задач рекомендуется делать по условию. Устанавливается соответствие полученного ответа условию задачи:

Сколько книг у Коли? (У Коли 10 книг).

Сколько книг у Миши? (В задаче не дано это число, но сказано, что у Миши на 2 книги больше, чем у Коли. Значит у Миши: 10 + 2 = 12 - книг).

Сколько книг было у Коли и Миши вместе? (Чтобы ответить на вопрос, содержащий слово "вместе", нужно сложить количество книг у Коли с количеством книг у Миши).

Задача 2. В двух школах 1850 учащихся. В одной из них на 48 учащихся меньше. Сколько учащихся в каждой школе?

Решая эту задачу, ученики используют неверную идею:

1) 1850: 2 = 925 - столько учащихся в одной школе.

2) 925 + 48 = 973 - учащихся в другой школе.

Проводя проверку: 925 + 973 = 1898, а не 1850, следовательно, задача решена неверно.

Нужно заметить, что наиболее эффективным является седьмой способ проверки составление и решение обратной задачи. Здесь искомое становится данным, а какое-нибудь данное - искомым, таким образом, формулируется обратная задача. Однако этот способ имеет тот недостаток, что, решая обратную задачу, учащиеся снова могут ошибиться (обычно они не пересчитывают результат, а просто механически подставляют уже известные числа, как бы делая проверку) и на основании этой ошибки сделать неверный вывод.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Актуально о образовании:

Логопедические занятия в начальной школе
Основная форма организации логопедических занятий в начальной школе – это индивидуальная и подгрупповая работа. Такая организация коррекционно-развивающей работы является эффективной, т.к. ориентирована на личностные индивидуальные особенности каждого ребенка. Основные направления работы: Коррекция ...

Этические особенности взаимодействия социального работника с «трудными детьми»
Исходя из того, что отклонения в поведении «трудного ребёнка» нелегко преодолеваются усилиями семьи, учителей и воспитателей, то родителям следует прибегнуть к помощи более квалифицированного специалиста. Именно таким специалистом является специалист по социальной работе с трудными детьми, который ...

Методы педагогических исследований
У каждого, изучающего теорию педагогики, возникают вопросы, как получены те или иные теоретические выводы, насколько правильно они отражают реальную действительность, можно ли им доверять. Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. С помощью методов каждая ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru