формулировка краткого ответа (устно или письменно).
7 этап. Проверка правильности решения.
Цель данного этапа: установить, соответствует ли процесс и результат решения образцу правильного решения. В методической литературе называют следующие приемы проверки решенной задачи:
сверка полученного ответа с ответом учителя;
название учителем нескольких ответов (в тех случаях, когда он может предугадать, какую ошибку допустят учащиеся);
прикидка результата;
установление границ результата;
решение задачи другим способом;
установление соответствия результата решения условию задачи, это:
введение в текст задачи вместо вопроса ответа на него;
сопоставление результатов друг с другом и информацией, содержащейся в тексте;
7) составление и решение обратной задачи;
8) проверка решения задачи путем определения смысла выражений и правильности вычислений.
Проведем некоторые разъяснения и примеры для указанных выше приемов.
Рассмотрим второй прием: название учителем нескольких ответов.
Задача. Первый отряд собрал 5 кг лекарственных трав, а второй - в 4 раза больше. Сколько лекарственных трав собрал второй отряд?
Ответы учителя: 9 и 20, так как учащиеся могут решить задачу сложением.
Суть третьего приема, прикидка результата, состоит в том, что исходя из условия задачи, не выполняя вычислений, определяют границы, в которых должен находиться ответ.
Задача 1. У Миши было 5 марок, а у Коли на 1 марку меньше. Сколько марок было у Коли?
Предлагаем вопросы:
У Коли будет больше марок или меньше, чем у Миши?
Какое число будем находить: большее или меньшее?
Нужно довести до сознания младшего школьника, что если в ответе получилось меньшее число, то он правильно подобрал действие.
Задача 2. В букете было несколько роз.3 розы подарили. В букете осталось 8 роз. Сколько роз было в букете?
Рассуждения:
Что спрашивается в задаче? (Сколько роз было в букете?)
Что известно о розах? (Был букет из нескольких роз, а потом 3 розы подарили).
Что еще известно? (Известно, что после того, как три розу подарили, в букете осталось 8 роз).
Подумайте и скажите: до того, как 3 розы подарили, в букете было роз больше чем 8? (Конечно же, больше).
Докажите. (8 - это столько роз осталось, после того, как 3 розы подарили. А остаться роз могло только меньше).
Скажите, каким действием находится меньшее число? (Меньшее число находится действием вычитания).
Покажем шестой прием установление соответствия результата решения условию задачи.
Задача 1. У Коли было 10 книг, а у Миши на 2 книги больше, чем у Коли. Сколько книг было у Коли и Миши вместе?
Такие задачи часто школьники решают в одно действие. Проверку таких задач рекомендуется делать по условию. Устанавливается соответствие полученного ответа условию задачи:
Сколько книг у Коли? (У Коли 10 книг).
Сколько книг у Миши? (В задаче не дано это число, но сказано, что у Миши на 2 книги больше, чем у Коли. Значит у Миши: 10 + 2 = 12 - книг).
Сколько книг было у Коли и Миши вместе? (Чтобы ответить на вопрос, содержащий слово "вместе", нужно сложить количество книг у Коли с количеством книг у Миши).
Задача 2. В двух школах 1850 учащихся. В одной из них на 48 учащихся меньше. Сколько учащихся в каждой школе?
Решая эту задачу, ученики используют неверную идею:
1) 1850: 2 = 925 - столько учащихся в одной школе.
2) 925 + 48 = 973 - учащихся в другой школе.
Проводя проверку: 925 + 973 = 1898, а не 1850, следовательно, задача решена неверно.
Нужно заметить, что наиболее эффективным является седьмой способ проверки составление и решение обратной задачи. Здесь искомое становится данным, а какое-нибудь данное - искомым, таким образом, формулируется обратная задача. Однако этот способ имеет тот недостаток, что, решая обратную задачу, учащиеся снова могут ошибиться (обычно они не пересчитывают результат, а просто механически подставляют уже известные числа, как бы делая проверку) и на основании этой ошибки сделать неверный вывод.
Актуально о образовании:
Межпредметные связи при изучении iii и v группы периодической системы Д.И.Менделеева
Бор никогда не встречается в природе в свободном состоянии, он всегда оказывается связанным с кислородом. В этой форме он присутствует в борной кислоте Н3BO3, которая содержится в воде горячих источников вулканических местностей. Кроме того, в природе распространены многочисленные соли борной кисло ...
Возможности образовательной области «Художественное творчество» в развитие
самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
Первые проявления самостоятельности усматриваются педагогами и психологами (Н.М. Аксарина, Б.Г. Ананьев, Р.С. Буре, Е.Н. Герасимо-ва, СМ. Кривина, М.И. Лисина и др.) в младшем дошкольном возрасте, который по определению А.Н. Леонтьева является периодом «первоначального фактического складывания личн ...
Применение проблемного обучения в практике для младших классов средней
общеобразовательной школы
Известно, что теория и практика проблемного обучения разрабатываются на основании достижений психологии мышления. В экспериментальных психологических исследованиях С.Л. Рубинштейна, Л.И. Анциферовой, А.В. Брушлинского, А.М. Матюшкина, К.А. Славской, а также в работах Ю.Н. Кулюткина, В.Н. Пушкина, О ...