Бор никогда не встречается в природе в свободном состоянии, он всегда оказывается связанным с кислородом. В этой форме он присутствует в борной кислоте Н3BO3, которая содержится в воде горячих источников вулканических местностей. Кроме того, в природе распространены многочисленные соли борной кислоты. Из этих солей наиболее известна бура или тинкал Na2B4О7 . 10Н2О. Техническое значение имеют борацит 2Mg3B8O15 . MgCl2, пандермит Са2B6О11 . 3Н2О, колеманит Са2B6О11 . 5Н2О, кернит Na2B4О7 . 4Н2О.
Необходимо указать и следующие минералы, которые являются производными борной кислоты: борокальцит СаB4О7 . 4Н2О, борнонатрокальцит NaСаB5О9 . 6Н2О, гидроборацит MgCaB6О11 . 6Н2О, боромагнезит 2Mg5B4О11 . 5Н2О, сингалит MgAlBО4 и др. [9-11].
Бор и его соединения имеют большое значение в народном хозяйстве. Изотоп 510B, поглощающий нейтроны, применяют в ядерной технике для замедления ядерных цепных реакций. Бура и борная кислота издавна применяется в медицине как антисептики.
Физиологическая и биологическая активность бора очень высока. Бор способен влиять на важнейшие процессы биохимии животных и растений. Вместе с Mn, Cu, Zn и Мо бор входит в число пяти жизненно важных микроэлементов. Бор концентрируется в костях и зубах, в мышцах, в костном мозгу, печени и щитовидной железе. Вероятно, что он ускоряет рост и развитие организмов. Это видно из влияния бора на растения. При борном голодании значительно уменьшается урожай и особенно количество семян. Для жизнедеятельности животных важно его нахождение в молоке (коровьем) и в желтке куриных яиц. Некоторые растения (кормовые травы и сахарная свекла) собирают по несколько граммов бора с гектара угодий. Бор содержится в значительных количествах в жировых тканях некоторых животных, пасущихся на пастбищах, обогащенных бором. Состав соединений бора в организме неизвестен. Установлено, что бор тормозит кишечную амилазу и кишечные протеиназы, усиливает действие инсулина и тормозит окисление адреналина, ослабляет витамины В2 и В12. При избытке бора появляются борные энтериты. Избыточное содержание бора ведет к заболеванию растений. Пшеница и овес страдают при наличии 0,7 - 0,8 мгВ/кг почвы. Борьба с засолением почв бором ведется с помощью промывки борных почв.
По своей распространенности алюминий среди элементов занимает третье место, среди металлов - первое. Он встречается главным образом в виде двойных силикатов, в полевых шпатах и слюдах и в продуктах их выветривания - глинах. В свободном состоянии алюминий никогда не встречается. Окись алюминия Al2O3 встречается в виде корунда и наждака. Из гидроокисей боксит AlO(OH) имеет наибольшее техническое значение в качестве основного исходного продукта для получения, Большое значение имеет также криолит Na3AlF6.
Из двойных силикатов следует отметить: калиевый полевой шпат или ортоклаз K[AlSi3O8] - главная составная часть изверженных пород: гранита, сленита, базальта, кальциевый полевой шпат или анорит Сa[Al2Si2O8], плагиоглаз, далее слюды: биотит, мусковый лепидалит, которые также содержатся в изверженных породах. Силикат алюминия, содержащий фтор - топаз, относится к числу драгоценных камней Al2(OH, F)2[SiO4] [9-11].
При выветривании полевых шпатов образуется каолин (фарфоровая глина), содержащий воду силикат алюминия состава Al2O3 . 2SiO2 . 2H2O.
Сульфат алюминия Al2(SO4)3 используется в качестве протравы при крашении, для дубления кожи, в бумажном производстве. Сульфат алюминия применяют для очистки природных вод от коллоидных частиц, загрязняющих воду, которые захватываются гидроксидом алюминия, образующимся при этом гидролизе соли.
Алюминий имеет большое биологическое значение. Низкие концентрации ионов алюминия Al3+ стимулируют некоторые процессы жизнедеятельности растений. Например, прорастание семян. Но более высокие концентрации снижают интенсивность фотосинтеза, нарушают фосфорный обмен, задерживают рост корневой системы. Некоторые производные алюминия применяют в медицине. Например, KAl(SO4)2 служит вяжущим средством. Основной ацетат алюминия AlOH(COOCH3)2 используется для дезинфекции.
Актуально о образовании:
Анализ и интерпретация результатов опытного обучения
умений решать текстовые задачи
С целью сравнения достигнутых в ходе формирующего эксперимента результатов с исходным уровнем сформированности умений младших школьников решать задачи нами был проведен контрольный эксперимент, позволяющий выявить эффективность внедренных методических приемов и форм работы в исследуемом направлении ...
Качественные и расчетные
задачи по теме «Плотность»
Когда мы, собираясь на каникулы в лагерь, набиваем всё новыми и новыми вещами и без того уже пухлый чемодан, какие из физических величин мы изменяем – m, V? 1. Кусок пластилина скатали в шарик. Какие из физических величин, характеризующих шарик, изменились – m, V? 2. Докажите, что из двух тел равно ...
Творчество в деятельности учителя
технологии и его влияние на качество обучения учащихся
Ежедневно школьный звонок призывает в классы миллионы учителей. Вот они энергично идут по школьным коридорам, открывается дверь в класс, и начинается великое таинство, имя которому - педагогическое творчество. Творческая педагогика, творческий учитель - как они необходимы сейчас. Можно построить за ...