8 этап. Работа над задачей после ее решения.
После записи ответа работа над задачей может быть продолжена. Можно выделить определенные виды работы над задачей после ее решения, только для этого необходимо определить цель дальнейшей работы над уже решенной задачей. Покажем, какие цели могут быть реализованы и представим пути их достижения.
Цель: формирование у школьников смысла арифметических действий.
Пути достижения указанной цели:
изменение условия задачи так, чтобы она решалась другим действием;
постановка нового вопроса к уже решенной задаче;
изменение числовых данных в условии задачи.
2) Цель: обучение умениям находить другие способы решения.
Пути достижения обозначенной цели:
решение задачи другим способом;
изменение числовых данных так, чтобы появился новый способ решения, или чтобы один из способов решения стал невозможным;
исследование решения.
3) Цель: обучения анализу содержания задачи.
Пути достижения этой цели:
подбор вопросов познавательного характера;
изменение числовых данных в условии задачи;
составление обратной задачи;
сравнение содержания данной задачи и ее решения с содержанием и решением другой задачи.
4) Цель: составление вопросов к условиям задач.
Пути достижения цели:
введение в условие задачи новых данных;
изменение вопроса без изменения условия.
5) Решение задачи различными методами: арифметическим, алгебраическим, графическим, логическим, предметным, смешанным.
Данные этапы дают общее представление о процессе решения задач, как о сложном и многоплановом процессе .
В некоторых задачах трудно выделить отдельные этапы. Таким образом, структура процесса решения задачи зависит в первую очередь от характера задачи и конечно, от того, какими знаниями и умениями обладает решающий задачу.
Формы текстовых задач
Форма, по определению Гуровой Л.Л. - это способ существования определенной задачи. Она является относительно независимым ее компонентом, так как возможна трансформация одной формы в другую. В качестве примера рассмотрим различные формы одной и той же задачи.
Словесно-прозаическая форма представляет собой текст задачи в виде совокупности повествовательных предложений. На практике данная форма текстовых задач является самой распространенной.
Например, Бабушка Надя в деревне живет. Она содержит корову, теленка, поросенка, дюжину кур и два гуся, собаку, щенят и кошку. Сколько всего живет у бабушки Нади щенят, если животных всего двадцать пять?
Словестно-поэтическая форма представляет собой текст задачи, изложенный в стихотворной форме. Например,
Бабушка Надя в деревне живет,
Животных имеет, а счет не ведет.
У бабушки Нади корова, теленок,
И очень смешной поросенок,
Дюжина кур и два сереньких гуся,
Собака, щенята и кошка Катуся.
Помогите щенят сосчитать,
Если животных всего двадцать пять.
Иллюстративная форма как способ обучающего взаимодействия применяется учителем в целях создания у учащихся средств наглядности четкого и ясного образа изучаемого явления. Данная форма помогает привести в соответствие все анализаторы и связанные с ними психические процессы обучения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для аналитической мыслительной деятельности учащихся.
В качестве иллюстрации используются натуральные или искусственные предметы: макеты, модели, муляжи, произведения изобразительного искусства, символические пособия типа карт, схем, графиков, диаграмм, таблиц.
Для рассматриваемой задачи иллюстративная форма, например, может быть представлена следующим образом:
деталях реальных событий жизни, явлений природы, научных и производственных процессов в целях аналитического рассмотрения. С ее помощью расширяется кругозор, облегчается процесс усвоения знаний. Демонстрационная форма может быть представлена в виде демонстрации фильмов или во время математических экскурсий.
Актуально о образовании:
Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного
процесса: понятие, сущность
Комплексное методическое обеспечение специальности складывается из нормативной документации, УМК (учебно-методический комплекс) тем, КМО всех видов практики, КМО итоговой государственной аттестации, работы кабинета (мастерской) и внеучебной деятельности студента. В самом обобщенном виде сущность об ...
Дидактическое обоснование методов проблемного обучения
Теоретические положения и примеры сущности проблемного обучения и его структуры должны быть связаны с такой важнейшей категорией дидактики, как методы обучения. Метод - средство реализации теории обучения в повседневной практике, основной инструмент в технологии процесса обучения. В истории философ ...
Информационное пространство и изучение истории в школе
В последние десятилетия в курсе истории, изучаемом в российской школе, произошли значительные изменения. Наиболее очевидные из них связаны с содержанием понятийного, фактического, оценочного материала. По мере отказа от господствовавших прежде в отечественной науке моноконцептуальности, системы жес ...