Методы, формы, приемы формирования умений решать текстовые задачи на уроках математики

Страница 5

Прием оформления краткой записи задачи в виде таблицы должен использоваться учителем в тех случаях, когда в задаче содержатся сведения об изменении трех взаимосвязанных величин.

Краткая запись задачи в виде чертежа.

Задача 1.

3

| , , |

2

| _| , |

?

Задача 2.

27

Сорока | _| _| _|

Ласточка | _|

40

Ворона | _| |

?

Чертеж особенно полезен при решении задач на движение (они являются самыми сложными для всех учащихся).

Краткая запись задачи в виде схемы.

Задача 1.

3

| |

2

| |

?

В отличие от чертежа, в схеме не соблюдается масштаб (например, отрезок, содержащий три единицы, может быть короче отрезка, предполагающего содержать две таких же единицы).

Краткая запись задачи в виде геометрической иллюстрации.

Задача1.

В. О О О

С. О О О О О

Предметы, о которых идет речь в задаче, можно изображать кружками, квадратами треугольниками, палочками и так далее.

Краткая запись задачи в виде рисунка.

Самое наглядное содержание текстовой задачи можно представить в виде рисунка или геометрической иллюстрации. В этом случае ответ на вопрос задачи можно получить пересчетом. Поэтому такое воссоздание условия задачи следует использовать за редким исключением - только в первом классе или при знакомстве с очень сложными понятиями, а также в работе со слабыми учащимися.

Такая запись чаще всего применяется в первом классе, когда учитель должен увидеть, как каждый ученик представляет себе ситуацию, о которой идет речь в задаче. Поэтому на начальном этапе обучения уроки математики содержат фрагменты уроков изобразительного искусства.

Выделим приемы обучения выполнению чертежей и рисунков по тексту задачи:

предъявление заданий, требующих выполнения соответствующего чертежа, рисунка;

чтение чертежа, рисунка, выполненного по тексту задачи;

составление задачи по чертежу или рисунку.

Выполненный чертеж или рисунок по тексту задачи позволяет фиксировать ход рассуждений при ее решении, а это способствует формированию общих подходов к решению задач. Поэтому к выполнению чертежей и рисунков предъявляются следующие требования:

они должны быть наглядными, четкими и соответствовать тексту задачи;

на них должны быть отражены, по возможности, все данные, входящие в условие задачи;

выделенные на них данные и искомые должны соответствовать условию задачи и общепринятым обозначениям.

Заметим, что в начальной школе большинство текстовых задач не требует выполнения рисунков или чертежей, но с целью эффективного формирования умений выполнять их по тексту задачи, нужны специальные задания. Формирование умения выполнять чертеж или рисунок к задаче будет успешным, если младшие школьники будут уметь читать чертеж задачи. Такая работа чаще всего проводится в форме устных упражнений. К ним относятся первые попытки составлять текст задачи по рисунку, а затем, по чертежу. В результате выполнения подобных упражнений у школьников формируются навыки по переводу рисунков (чертежей) на словесный текст. При этом учитель должен соблюдать разумную меру в использовании символов для краткой записи условия (скобок, стрелок и т.п.), так как это тоже язык, усвоение которого требует от учащихся затрат времени и сил.

Обучение должно выполнять развивающую функцию, поэтому материал должен преподаваться на высоком уровне сложности. Поэтому при изучении всех видов кратких записей задач, переход к более наглядному виду интерпретации условия текстовой задачи должен осуществляться только тогда, когда учащиеся испытывают трудности в поиске решения задачи.

Представление содержания задачи в виде реальных моделей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Актуально о образовании:

Педагогическое диагностирование студентов как условие эффективности организации самостоятельной работы студентов
В действующей методике образования педагогическая деятельность сводится к контролю качества усвоения знаний студентами - добытые текущие или итоговые результаты сопоставляются с ожидаемыми, соответственно цели, которые определенным образом оцениваются. Цель конкретизируется как установка качества у ...

Использование межпредметных связей для формирования у учащихся основ диалектико-материалистического мировоззрения
Использование опорных знаний других предметов при изучении отдельных тем курса химии – важнейшее средство формирования у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения, целостного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними. Решение этой задачи успешно осуществляется при совмес ...

Особенности функций преподавателя в учебном процессе с применением ПК
Основными функциями преподавателя в учебном процессе с применением ПК являются: отбор учебного материала и заданий, планирование процесса обучения, разработка форм предъявления информации обучаемым, контроль обучения материала, коррекция процесса обучения. Рассмотрим кратко особенности реализации э ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru