Д.И. Менделеев дорог нам не только как признанный всем миром гениальный ученый, но и как крупнейший общественный деятель в области просвещения, высказавший много оригинальных мыслей об организации народного просвещения и высшего образования, и талантливый педагог.
В XIII томе его сочинений опубликованы статьи, письма, выступления, докладные записки по вопросам народного просвещения и высшего образования.
Д.И. Менделеев видел многие пороки и недостатки образовательной системы дореволюционной России.
Более сорока лет своей жизни Д. И. Менделеев отдал делу народного образования. "Он преподавал в Петербургском университете, Петербургском технологическом институте, Корпусе инженеров путей сообщения
Заветной мыслью Дмитрия Ивановича было то, чтобы одной из главных забот Российского государства, если оно видит " . свой идеал впереди, а не сзади, должна служить забота об образовании наставников всякого рода, а в особенности для средних и высших специальных учебных заведений ., т.е. к образованию наставников высших надо приложить много усилий и средств страны, если она хочет расцвета своей жизни впереди". Выдающийся педагог справедливо отмечал, что со случайными, неподготовленными учителями, да еще в такой необъятной стране, как Россия, толку от обучения будет намного меньше, чем может быть.
Для претворения этой идеи в жизнь Д.И. Менделеев составил проект о Главном училище наставников и подал его в 1905 г. министру народного просвещения графу И.И. Толстому. Детально разработанный проект, в котором указывались не только необходимые факультеты (историко-филологический, физико-математический и камеральный или технический), не только необходимая сумма для содержания училища (Дмитрий Иванович доказательно выяснил, что такое училище обойдется стране не дороже, чем проведение 400-500 верст железнодорожного полотна), но даже географическое место для строительства училища, устройство вентиляции, отопления и в какой цвет должны быть выкрашены стены, так и не был претворен в жизнь. Это объясняется не столько общей отсталостью России, сколько отношением к народному просвещению министра "народного" просвещения И. И. Толстого, а также в результате личной неприязни графа к именитому ученому.
«Лестницу образования надо мести сверху», - любил говорить Менделеев, являющийся одним из первых пропагандистов идеи непрерывного образования.
В создании новой системы образовании в стране важнейшая роль отводилась учителю. Этой теме Менделеев посвятил три большие работы: «Заметки о народном просвещении России», «Проект училища наставников», «О подготовке учителей и профессоров».
«Многие формы жизни стали новыми, а формы обучения до того обветшали, что пришло время подумать об их усовершенствовании»,- писал Менделеев в 1899 году. Задачу эту он представлял себе как очень сложную, проблематичную: чтобы во всем разобраться с необходимой полнотой и доказательностью, может быть, потребуется несколько томов - таково значение проблемы для будущего страны.
Педагогическая деятельность не состоит «только в обучении тому, что распространилось уже в жизни; педагоги должны содействовать перестройке жизни на улучшенный, сообразно времени, лад». Учитель должен быть для учеников учителем жизни, служить образцом нравственной чистоты и благородства.
Эту задачу могут решить разнообразные школы, как государственные, так и частные и, и реальные гимназии, как общеобразовательные, так и технические учебные заведения. Но учитель должен иметь такую подготовку, которая позволяла бы ему решать самые разнообразные интеллектуальные и практические задачи. «Узкость учителя»- это «высшее зло… которого надо бояться в учителях». Его можно преодолеть, если будет налажено постоянное общение, совместная практическая или исследовательская деятельность. Важно выработать коллективное понимание, т.е. универсальный стиль мышления и деятельности.
Менделеев говорил: «Тот только учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силен в науке, ею обладает и ее любит». Образцом в системе высшего педагогического образования служил для него Главный педагогический институт. Менделеев считал, что в педагогическом институте общее высшее образование может быть обеспечено на трех отделениях или факультетах: историко-филологическом, физико-математическом и техническом (или камеральном, т.е. экономико-административном), причем переходить на последний можно только после предварительного прохождения одного из первых двух.
Актуально о образовании:
Этапы разработки УМК
Разработка комплексного учебно-методического обеспечения состоит из нескольких этапов. Заведующий учебно-методическим центром Уссурийского техникума Саломай Е.А. предложила следующие этапы создания УМК дисциплины. Состоит из 5 этапов. I. Работа с нормативной и учебно-методической документацией. На ...
Критическое мышление, способствующее профессиональному развитию учителя
"Впервые в Казахстане осуществляется международный проект организации курсов повышения квалификации совместно с Факультетом образования университета Кембридж в Великобритании. Главным результатом составляющих новой системы будет обеспечение единого концептуального подхода к повышению квалифика ...
Анализ диагностических работ «на входе»
Цель: определить уровень сформированности метапредметных результатов у учащихся на примере темы «Таблица умножения». Целевая аудитория: учащиеся 2 «В» класса в количестве 29 человек МОУ «Лицей №3». Система Л.Б. Занкова. Учащимся было предложено 4 задания. Познавательные УУД (классификация). Запишит ...