В процессе обучения математике особое внимание уделяется не столько самой текстовой задаче, сколько ее решению, которое представляет собой сложный и многоплановый процесс.
В работах Л.Л. Гуровой, Л.П. Стойловой, Л.М. Фридман и др. отмечается, что под термином "решение задачи" подразумеваются различные понятия: [16, с.49]:
1. Ответ на требование задачи.
2. Процесс нахождения способа решения.
3. Осуществление операций, входящих в тот или иной способ решения.
Каждое из понятий термина "решение задачи" тесно взаимосвязаны между собой. Например, Ю.М. Колягин, приводя обоснование этому факту, указывает на то, что осуществление операций, входящих в тот или иной способ решения, невозможен без деятельности субъекта, а процесс решения определяет характер деятельности субъекта, решающего сюжетную задачу. В свою очередь решение как "ответ" является результатом осуществления операций, входящих в тот или иной способ решения [27, с.43].
В методических пособиях авторы выделяют в процессе решения текстовых задач разное количество этапов (А.К. Артемов, Т.Е. Демидова и А.П. Тонких, Л.П. Стойлова, С.Е. Царева, Зайцев Г. Т и т.д.), в том числе [19, с.94]:
1. Восприятие и анализ задачи.
2. Поиск и составление плана решения задачи.
3. Осуществление плана решения.
4. Проверка решения задачи.
5. Формулирование ответа задачи.
В.В. Статкевич деятельность по решению текстовой задачи делит на пять этапов:
1) изучение задачи;
2) разбор задачи (выявление зависимости между данными задачи, между искомыми и данными, разложение составной задачи на простые и составление плана ее решения);
3) решение (выбор действий и обоснование их применения, запись действий с помощью математических символов и выполнение вычислений в соответствии с ходом решения задачи; часто решение задачи записывают в виде числовой формулы);
4) составление ответа на главный вопрос задачи;
5) закрепление решения задачи - полное или частичное повторение хода ее решения (закрепление решения несложной задачи иногда заменяют проверкой ее решения, решают ее другими способами, если возможно, или выполняют другие виды работы)".
Наиболее полно представлена стратегия решения сюжетной задачи в исследованиях Л.М. Фридмана, который весь процесс решения задачи разбивает на восемь этапов:
1-й этап - анализ задачи;
2-й этап - интерпретация условия задачи;
3-й этап - поиск способа решения задачи;
4-й этап - составление плана решения задачи;
5-й этап - запись решения задачи;
6-й этап - получение ответа на вопрос задачи;
7-й этап - проверка правильности решения;
8-й этап - работа над задачей после ее решения.
В основе структуры процесса решения сюжетных задач мы будем использовать подход к выделению этапов данного процесса Л.М. Фридмана, внеся следующие уточнения: а)"анализ задачи" дополняем словом "восприятие": "восприятие и анализ задачи"; б)"осуществление решения задачи" заменяем "осуществление выбранного способа решения задачи"; в)"построение решающей математической модели задачи" является составной частью второго этапа, поэтому выделять отдельно в качестве составляющей структуры стратегии решения сюжетной задачи, на наш взгляд, нецелесообразно.
Отсутствие единого подхода в построении процесса решения текстовых задач обусловлено тем, что выделенные этапы не имеют четких границ и полнота их выполнения зависит от уровня математических знаний, опыта и мыслительных умений, проявляющихся в процессе решения.
Знание возможных приемов выполнения каждого из данных этапов делает процесс решения любой задачи осознанным и целенаправленным, а значит, и более успешным. Рассмотрим каждый этап более подробно.
Актуально о образовании:
Организация экспериментального обучения и его результаты
С целью экспериментально проверить разработанную методику на третьем этапе исследования в девятом классе школы №32 г. Астрахани была проведена диагностика уровня развития пространственного мышления и пространственных представлений. В основу диагностических заданий были положены требования к развити ...
Общие методические рекомендации
начинающему педагогу по проектированию увлекательных уроков
Если ты молодой педагог и хочешь, чтобы твои уроки были увлекательными, пробуждали познавательный интерес, то необходимо помнить следующие положения и действовать в соответствии с ними: Увлеченность педагога и поиск деятельности, в которой он может полностью реализовать себя, творчески самораскрыть ...
Ориентированный процесс случайного блуждания как метод прогнозирования
Применение аналитических и статистических моделей связано с априорным поиском структуры этих моделей чаще всего при ограниченной информации о характере развития процесса. Определение параметров статистической модели и оценка точности прогноза требуют к тому же наличия необходимых статистических дан ...